Библиотека >> Феноменологическая психология

Скачать 21.98 Кбайт
Феноменологическая психология


{3}
Сколько бы мы не расширяли непрерывный и чистый психический
опыт и не теоретизировали с его помощью, заранее ясно, что чистое психи
ческое, которое в нем дано, имеет в реальном мире свои пространственно-
временные определенности, и что в своей реальной фактичности оно, как и
все реальное вообще, может быть определено лишь через пространственно-
временные локальные характеристики. Система положений в пространстве и
времени есть форма всякого фактического бытия, бытия в мире фактов, И
это значит, что всякое определение реальных facta надстраивается над пространственно-
временными, локальными определениями. Однако исходно и непосредственно
пространственность и временность относятся к природе как физической природе.
Все внефизическое, в особенности все психическое определяется через пространственно-
временное положение только благодаря фундированию в физической телесности.
Таким образом, легко видеть, что в эмпирической психологии чисто психологическое
исследование никогда не сможет теоретически обособиться от психофизического.
Другими словами: эмпирическая наука о психическом как в себе замкнутая дисциплина
не может быть обоснована в пределах психологии как объективной науки о фак-
тах. Здесь невозможно полностью избавиться от всех тематических отсылок к
физическому, соответственно, психофизическому.

С другой стороны, ясно, что чисто психологическое исследование в оп-
ределенной мере все же должно быть возможным и должно играть некото-
рую роль во всякой эмпирической психологии, стремящейся к строгой науч-
ности. Иначе, как были бы достижимы строго научные понятия о психичес-
ком в его собственной сущности, причем несмотря на всю реальную перепле-
тенность с физическим? И если теперь мы обдумаем то, что к этим понятиям
необходимо должны принадлежать и такие, которые очерчивают всеобщую и
необходимую сущностную форму психического, и, таким образом, касаются
всего того, без чего психическое как таковое просто немыслимо, - то нам от-
кроется здесь перспектива некой возможной априорной сущностной науки о
чисто психическом как таковом. Ее мы принимаем как идею-ориентир. Она,
таким образом, была бы параллелью не физике как эмпирической естествен-
ной науке, но науке об Apriori некой мыслимой природы вообще в ее со-
бственной чистой сущности. Хотя об априорном естествознании обычно речи
не идет, однако же оно нам хорошо знакомо по отдельным важнейшим дис-
циплинам, таким, как априорное учение о времени, чистые геометрия и меха-
ника.

3 Метод чистой психологии (созерцание и рефлексия).
Интенциональность как основная характеристика психического

Априорные истины не так легко получить, как казалось в прежние времена.
КАК подлинные сущностные истины, они появляются в аподиктическом ус-
мотрении только из изначальных источников созерцания. Эти источники, од-
нако, должны быть раскрыты правильно. Они могут стать плодотворными
только благодаря методическому подходу и всестороннему развертыванию их
горизонтов. Таким образом, для действительного обоснования ведущей нас
идеи - идеи априорной и чистой психологии, требуется возврат к опытному
созерцанию, - созерцанию, методически и всесторонне раскрытому, в кото-
{4}
ром психическое дается нам в изначальной конкретности и где оно, как мы
говорим, показывает себя в своей собственной сущности, в своей самости
(Selbstheit). При этом единичное, которое находится сейчас перед глазами,
служит как экземпляр. Внимание с самого начала направлено на то, что в
общем и целом сохраняется в свободной смене экземпляров, а не на то, что
случайно изменяется.

Своеобразие метода, которому необходимо здесь следовать, раскроется
нам постепенно. Первоосновным является здесь - экземплярный, действи-
тельный и возможный опыт. А чисто психический опыт в особенности нуж-
дается в методическом подходе.

1) Всякая опытная или иная направленность на психическое осущест-
вляется рефлексивным способом. Жить в качестве Я-субъекта означает про-
живать многообразное психическое. Однако эта проживаемая нами жизнь,
так сказать, анонимна, она протекает, но мы не направляем на нее внимания,
она остается вне опыта, ибо иметь нечто в опыте - значит схватывать его в
его самости.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13