Библиотека >> Феноменологическая психология
Скачать 21.98 Кбайт Феноменологическая психология
Однако есть
и еще один самостоятельный момент - Я-центр, ego в cogito, т.е. Я, феноме- нологически тождественное в многообразных Я-актах, ухватываемое как центр излучения, из которого как из тождественного Я-полюса исходят мно- гообразные Я-действия, специфические акты. Например, я деятельно осмат- риваю некоторую вещь, я эксплицирую ее в опыте, я постигаю ее в понятии и сужу о ней и тд. Однако Я-полюс есть не только точка, из которой исходят мои Я-акты, но и на которую воздействуют мои эмоции. В обоих отношениях феномено- логически чистый Я-центр ~ большая и связанная, в конечном итоге, со все- ми прочими феноменологическая тема. Для меня очевидно, что всякое созна- ние есть сознание моего Я. Это означает также и то, что сознание во всех его формах, во всех модусах активного и пассивного Я-участия осуществляет но- эматическую работу и при этом содержится в конечном итоге в единстве но- эматической связи - в этом уже проявляется то, что всякий анализ сознания одновременно или в конце концов, пусть даже имплицитно, затрагивает так- же и центральное Я. К специфическим Я-темам относятся, кроме того, способности и Habitus, причем, хотя это и невозможно здесь разъяснить подробнее, действительно как феноменологические темы. Однако в феноменологическом исследовании необходимо в качестве ближайшего и первого (причем прежде всего в ка- {11} честве разворачивающегося и эксплицирующегося опыта) выступает сама чистая жизнь Я, многообразная жизнь сознания как протекающие нимаю>, , короче говоря, , извожу в модусе несозерцательности>, или вании>, , причем все это может быть осуществле- но в модусах оценивающего, стремящегося, деятельностного сознания. При этом постоянной темой является сущностная двусторонность сознания и осознанного как такового, ноэтического и ноэматического. Основополагающее отличие вида бытия сознания, в его феноменологической чистоте, от вида бытия данной в естественной установке природы проявляет себя прежде всего в идеальности бытия ноэматических содержаний в соот- ветствующем сознании. Мы можем сказать также, что она проявляет себя в своеобразии синтеза, который унифицирует каждое сознание в нем самом, и затем снова унифицирует сознание вместе с другим сознанием и единстве сознания. Все модусы синтеза отсылают в конечном итоге к синтезам иден- тификации. Каждое переживание сознания есть сознание о чем-то. Это, одна- ко, означает, что в каждом таком переживании и вместе с ним намечено как действительное и возможное многое другое (в идеальном (ideell) плане - бесконечное многообразие других таких переживаний), намечено как то, что объединено, соответственно, могло бы быть объединено с ним в одно созна- ние как сознание об одном и том же . Например, если я имею в ка- честве переживания восприятие некоего дома, то в этом уже то (и когда я этому), что один и тот же полагаемый дом (одна и та же ноэма) может быть осознан в соответствующем множестве других восприятий и прочих модусов сознания как один и тот же дом. То же самое справедливо и в отношении любого иного сознания как сознания своей ноэматической предметности. Лишь в этом интенциональное отношение проявляет свою основную сущ- ность. , к которому отнесено соответствующее сознание или о кото- ром оно есть сознание, или [нечто], к которому в сознании (bе- wustseinmasig) Я, есть некий ноэматический полюс, который указывает на бесконечное многообразие все новых и новых переживаний сознания, для которых он является абсолютно тождественным, тем же самым. Таким обра- зом, в основной сущности сознания заключено то, что этот предметный по- люс, каждое ноэматическое единство есть нечто идеально тождественное во всем синтетическом многообразии переживаний, и содержится, таким обра- зом, в них не реально (reell), но идеально (ideell). Я говорю, что они содер- жатся идеально (ideell). На деле, многообразные фазы сознания обычно раз- делены в потоке сознания, они, таким образом, не имеют никаких индивиду- ально идентичных общих реальных (reell) моментов. Однако, если очевидно, что в одном и другом осознается одно и то же, в восприятии или как-либо еще полагается один и тот же дом, то этот самый дом, понятый ноэматически как одно и то же положенное, одновременно неотделим от каждого из этих многообразных моментов и в то же время менее всего есть некий реальный момент. Другими словами, мы можем сказать, что он имманентен как смысл. Действительно, где бы мы не говорили о смысле, речь идет о чем-то идеаль- ном (Ideelles), которое может быть тем, что подразумевается (Vermeintes) в открытой бесконечности действительных и возможных смыслопридающих (meinende) переживаний. В тесной связи с этим находится и то, что любой {12} анализ сознания | ||
|