Библиотека >> Феноменологическая психология

Скачать 21.98 Кбайт
Феноменологическая психология

Интенциональность в собственном Я, которая вводит нас
в сферу чужого Я, есть так называемое вчувствование, и его можно ввести в
игру в такой феноменологической чистоте, что природа постоянно остается
исключенной.

8. Эйдетическая редукция и феноменологическая психология как эйдетическая
наука.

То, что мы обсуждали до сих пор, касалось метода, благодаря которому рас-
крывается чисто психологическая сфера опыта, раскрывается как развертыва-
ющееся и описываемое в непрерывной интенциональной экспликации поле
чисто душевных данностей. При этом мы в общем и целом говорили и о про-
являющихся здесь всеобщих и самых существенных свойствах этого поля.
Меязду тем, пока мы остаемся только в пределах опыта, и, таким образом,
цепляемся за отдельные факты и их эмпирические всеобщности, как они
формируются в ходе опытного самопостижения, пока наша дескрипция сох-
раняет характер чисто эмпирический, у нас еще нет никакой науки.

Мы уже знаем, что чисто феноменологическая психология невозможна
как наука о реальных фактах. Для формирования таковой раскрытые благо-
даря феноменологическому методу чисто душевные факты нуждаются в та-
кой методике, которая принимает во внимание их реальное значение, т.е. их
физическое, и тем самым входит в сферу психофизического. Это выходит за
пределы нашей темы. Однако мы уже говорили ранее, что благодаря откры-
тию поля чистой интерсубъективности, и благодаря тому, что чистая инте-
рсубъективность последовательно проявляет себя как единство в феномено-
логически чистом опыте, проявляет как действительность и возможность,
можно основать априорную науку, в себе замкнутую априорную чисто фено-
менологическую психологию.

Как же достичь теперь феноменологического Apriori? Здесь речь идет
отнюдь не о какой-то экзальтированной логической мистике. Метод дости-
жения чистого Apriori есть совершенно трезвый, всем известный и во всех
науках применяющийся метод, хотя ему и недостает рефлексивного проясне-
ния и окончательного истолкования смысла, которые для всех методов по-
знания могут быть осуществлены только благодаря чистой феноменологии.
Это метод, состоящий в том, чтобы в аподиктическом усмотрении достичь
чистых всеобщностей, без всякого полагания при этом фактов (von factis),
всеобщностей, соотнесенных с бесконечным объемом свободно мыслимых
возможностей как чисто возможных фактов, всеобщностей, аподиктически
предписывающих этим последним норму мыслимости в качестве возможных
фактов. Раз проявившись, такие чистые всеобщности, хотя они и возникли
вне строго логического метода, суть чистые самопонятности, в отношении
которых возникновение явного абсурда всегда доказывает невозможность
мыслить иначе. Таковым в сфере природы является понимание того, что лю-
бая интуитивно представимая в качестве чистой возможности или, как мы
{16}
говорим, мыслимая вещь имеет основные пространственно-временные кау-
зальные свойства как res extensa, пространственную и временную форму,
пространственно-временное положение и т.д.

Откуда мы это знаем? Здесь мы исходим из какого-либо экземпляра ве-
щи, из фактического опыта, однако саму фактичность оставляем как ирреле-
вантную вне игры, на соответствующем экземпляре мы осуществляем свобод-
ную вариацию в фантазии и образуем сознание свободной произвольности и
горизонт произвольно образуемых таким образом вариантов. Но все это еще
только грубое начинание, и более глубокое исследование показывает, что это
истолкование достаточно верно только для региональных всеобщностей. При
этом в постоянном самосовпадении вариантов проступает общая всем сущ-
ностная форма, необходимо сохраняющийся во всех вариантах инвариант.
Причем не только как фактически общее для фактических созерцательно об-
разованных вариантов, но как инвариант для любой будущей вариации
обще>. Каждая вещь как факт опыта, поскольку она является темой таких
созерцательно исполняемых вариаций, имеет очевидно с помощью этой весь-
ма естественной методики проявляющийся, необходимый, абсолютно неуст-
ранимый формальный стиль - стиль региона .

Именно так мы, исходя из экземпляров феноменологического опыта или
возможности опыта, очевидно можем осуществлять свободную вариацию и,
поднимаясь к чистому и необходимому , можем описывать совер-
шенно инвариантный стиль феноменологической субъективности как стиль
чистого Я и общности Я вообще, жизни сознания вообще с ноэзисом и ноэ-
мой вообще и т.д. Таким способом феноменолог постоянно осуществляет не
только феноменологическую редукцию как метод раскрывающего опыта, но
и . Феноменология становится универсальной нау-
кой, относящейся к непрерывному единому полю феноменологического опы-
та, однако его темой теперь является исследование инвариантного формаль-
ного стиля этого поля, его бесконечно богатого структурного Apriori, Apriori
чистой субъективности как отдельной субъективности в пределах интерсубъ-
ективности и Apriori самой интерсубъективности.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13