Библиотека >> Феноменологическая психология
Скачать 21.98 Кбайт Феноменологическая психология
д.
Но, конечно, эта априорная феноменология, хотя она и есть в себе пер- вая точная основная наука, не исчерпывает всей априорной психологии, по- скольку психология есть все же наука о том психическом, которое выступает в данном мире как реальный момент и как психофизическая данность вклю- чается в порядок природы и подчиняет себя ему. Поэтому психология обос- нована также в Apriori природы. Тем самым она покоится также и на эмпи- рическом и априорном естествознании и обоснована собственным Apriori, ко- торое должно принадлежать психофизическому как таковому, однако еще никогда не было разработано. Мы показали, что чисто феноменологическая психология имеет смысл только как эйдетическая наука. С другой стороны, мы видим теперь, что лю- бая подлинная, в хорошем смысле точная психология или, лучше сказать, любая психология, которая должна иметь образ рациональной науки о фак- тах, подобной рациональному (здесь - математическому) естествознанию, в той мере есть в широком смысле , в какой она имеет дело с реально психическим не на основе смутной эмпирии и смутного эмпирического образования понятий, но на основе универсального феноменологического опыта и основывающегося на нем эйдетического фено- менологического учения о сущностях, на основе, могли бы мы сказать, апри- орной логики психологии в ее собственной сущности. Из нашего изложения могло создаться впечатление, что психология есть одна из точных позитивных наук, а также,как эйдетическая - наряду с дру- гими эйдетическими науками. Мезеду тем, хотя психическое и выступает как одна реальная область в мире среди многих других, оно все же имеет замеча- тельное свойство, которое как раз и исследуется в его чистоте в феноменоло- гии: психическое интенционально относится или может относиться ко всему внепсихическому и всему вообще мыслимому. Люди существуют в мире сре- ди других реальностей, но они имеют и сознание этого мира, включающего и их самих, и именно ему мы обязаны тем, что для нас вообще при-сутствует некий мир, обладает для нас значимостью как сущий, как удостоверяющий себя в отдельных случаях часто неверно, но в целом все же верно, как опре- деляющийся теоретически хорошо или плохо, истинно или ложно и тд. Мир есть для нас то, что он есть, из действий нашего собственного сознания. Так, науки любого уровня суть интенциональные образования, которые приобре- тают свой смысл истинных благодаря подтверждению, осуществляемому как отдельными субъектами, так и интерсубъективно. Научно значимая теория {19} есть система интерсубъективных результатов, которые имеют конституирую- щийся и обогащающийся в самой субъективности объективный смысл. Тео- рия науки как универсальная логика, как наука об априорной форме науки как таковой и об a priori обрисованных типах наук (регионах) остается нау- кой в обычном смысле, как теория, как система получающихся в результате истин [3]. При этом жизнь, субъективно образующая всю истину и науку, оста- ется нетематизированноЙ. Конечно, полная и всесторонняя теория науки тре- бовала бы, чтобы готовые результаты (Leistungen) исследовались как образо- вания в производящей субъективности, чтобы все формы и структуры науч- ного (и так же - вообще любого) разума были бы подвергнуты исследова- нию. Конечно, это исследование целиком и полностью относилось бы к уни- версальной чистой феноменологии, которая, таким образом, охватывала бы собой любую теорию познания, теорию науки, теорию разума. Это выглядит как какая-то реставрация психологизма. Методу тем, этим лишь сказано, что универсальная феноменология, поскольку она делает по- нятной научную теорию в качестве ноэмы с сущностной необходимостью со- ответствующих ей ноэз, одновременно включает в себя универсальную пси- хологию разума и его действий - конечно, наряду с феноменологией не- разума и всей области пассивности сознания, которая носит название ассо- циации. Однако эта феноменологическая психология разума по своему ос- новному положению не является философской. Из-за того, что она имеет де- ло с Apriori, она столь же мало становится философской, сколь мало стано- вится таковой геометрия, которая, исследуя пространство, также имеет дело с пространственным Apriori. Теория разума в позитивности, психологическая теория разума относится, таким образом, все еще к позитивным наукам. И все же не только эта психологическая теория познания, но и вся фе- номенологическая психология некоторым образом близка философии. А именно, если она уже обоснована и обоснована полностью, универсально, то для того, чтобы всей этой феноменологии и учению о разуме придать транс- цендентальное значение, нужен только коперниканский переворот. Радикаль- ная перемена смысла происходит благодаря тому, что постоянная предпосыл- ка, на которой покоится вся научная позитивность, в том числе и позитив- ность эмпирической и феноменологической психологии, благодаря эпохе вы- водится иэ игры: предпосылка, которой является предданный и в обычном опыте, [полагаемый] как само собой разумеющееся, существующий мир. | ||
|