Библиотека >> Феноменологическая психология
Скачать 21.98 Кбайт Феноменологическая психология
В бодрствующей жизни мы всегда заняты чем-то, - то этим, то
тем, причем на низшей ступени - непсихическим: например, воспринимая, мы заняты воспринятой ветряной мельницей, направлены на нее и только на нее, в воспоминании мы заняты воспоминаемым, в мышлении - мыслями, в чувственно-оценивающей жизни - соответственно, прекрасным или каким- либо иным образом ценным для нас, в волевом стремлении - целями или средствами. Действуя таким образом, мы ничего не знаем о разыгрывающей- ся при этом жизни [1], о ее различных свойствах, которые сущностно необхо- димы для того, чтобы мы могли иметь соответствующие темы наших заня- тий, чтобы, например, вещи, будь то в живом настоящем, будь то в воспоми- нании (как прошедшие), или мысли, ценности или цели, могли присутство- вать в поле зрения как темы, и чтобы мы могли так или иначе заниматься ими. Только рефлексия, поворот взгляда от непосредственно тематического вводит как тему в поле зрения саму психическую жизнь, сами столь различ- ные формы , (Thematisch-haben), со всеми их свойствами и возможными задними планами. В рефлективном восприятии и вообще опытном постижении, она схватывается и сама стано- вится темой разнообразных занятий. Это новое опытное постижение и вооб- ще тематизация в рефлексии, конечно же, сами латентны, но в дальнейшем опять-таки могут быть раскрыты благодаря рефлексии более высокого уров- ня. 2) Все, что доступно нам благодаря рефлексии, имеет одно замечательно общее всем свойство - быть сознанием о чем-то, осознанием чего-либо, или, коррелятивно, быть осознанным - мы говорим об интенциональности. Это сущностная характеристика психической жизни в точном смысле слова и, та- ким образом, просто неотделима от нее. Например, от восприятия, которое раскрывает нам рефлексия, неотделимо то, что оно есть восприятие того-то и того-то, и точно так же переживание воспоминания в самом себе есть воспо- минание о том-то и том-то, таковы же и мышление таких-то и таких-то мыс- лей, боязнь чего-то, любовь к чему-то и т.д. Мы можем также привести слу- чаи, когда говорится о явлении, соответственно, - явленности чего-то. Где бы мы ни говорили о явлении, мы всегда подразумеваем тех субъектов, кото- {5} рым нечто является, но одновременно - и те моменты их психической жиз- ни, соразмерно которым явление имеет место как явление чего-то, и послед- нее есть именно являющееся в нем. Известным образом и с некоторым преувеличением о каждом психичес- ком переживании можно сказать, что в нем соответствующему Я нечто явля- ется - поскольку оно им как-либо осознается. Феноменальность как свой- ство явления и являющегося как таковым понятая в этом расширенном смысле, в соответствии с этим была бы основной характеристикой психичес- кого. Поэтому проясняемую сейчас в отношении ее возможности чистую пси- хологию следовало бы обозначить как феноменологию, причем как априор- ную феноменологию. Она, конечно же, должна была бы иметь дело с Я- субъектами, по-отдельности и в сообществе, как с субъектами чистой фено- менальности и исследовать их как априорная дисциплина. После этих лишь терминологических разъяснений мы возвращаемся к вопросу о методической организации чисто феноменологического опыта и его раскрытия. - это, естественно, не что иное, как та рефлексия, в которой нам становится доступным психическое в его собственной сущности, причем рефлексия, которая мыслится в качестве осу- ществляемой в теоретических интересах и которая последовательно прово- дится, так, что подвижно-текучая специфическая жизнь Я, жизнь сознания не только поверхностно осматривается, но эксплицируется в созерцании в соответствии со своими собственными существенными составными частями и, как мы уже говорили, во всех горизонтах. 4. Значение понятия чистоты Здесь, однако, возникает первый вопрос: как методически осуществить этот опыт, с тем, чтобы он как чистый опыт действительно открыл то, что можно усмотреть как относящееся к собственной сущности психического. а) Чистота, о которой идет речь, прежде всего, как само собой разумеет- ся, означает чистоту от всего психофизического. Психические переживания считаются в психологической установке реальными моментами животных и, прежде всего, человеческих реальностей, в конкретном опыте живых существ они всегда переплетены с телесным. Поэтому то, что присутствует в этом фи- зическом и психофизическом опыте, должно оставаться вне игры, мы не должны заниматься им, мы должны осуществлять только чистый феномено- логический опыт, и принимать в расчет только то, что он дает, раскрывает в себе. То, что дает психическому положение и связь в реальной природе, мы должны оставить без рассмотрения. Очевидно, что то же самое верно и для всех исследований любых мыслимых психологических возможностей, кото- рые, при всей несвязанности с фактической опытной действительностью, ос- таются все же реальными психическими возможностями, данностями воз- можного психологического опыта. | ||
|