Библиотека >> Феноменологическая психология

Авторы: Гуссерль Э
Скачать 21.98 Кбайт
Феноменологическая психология

Э. Гуссерль
Феноменологическая психология
Амстердамские доклады
1. Чисто феноменологическая психология.
Область ее опыта, ее метод, ее функция

1. Двойственный смысл феноменологии как психологической и как
трансцендентальной

На рубеже веков в борьбе философии и психологии за строго научный метод
возникла новая наука и новый метод философского и психологического
исследования. Новая наука называлась феноменологией поскольку она,
соответственно, ее новый метод появились благодаря определенной
радикализации уже и ранее ставшего потребностью и применявшегося
отдельными естествоиспытателями и психологами феноменологического
метода. Для таких людей, как Мах и Геринг смысл этого метода был связан с
реакцией на грозящую точному естествознанию беспочвенность
теоретизирования; это была реакция против теоретизирования [в форме]
далеких от созерцания понятийных образований и математических спекуляций,
теоретизирования, при котором не достигается ясное понимание (einsichtige
Klarhett) правомерного смысла и результата теорий.

Параллельно с этим у некоторых психологов и, прежде всего, у Брентано мы
обнаруживаем стремление систематически разработать на почве чистого
внутреннего опыта и строгой дескрипции его данностей () строго
научную психологию.

Именно радикализация этих методических тенденций (нередко, впрочем, уже
обозначавшихся как феноменологические) в сфере психологии и в сфере
зачастую тогда смешивавшейся с ней теории разума вела к новой методике
чистого исследования психического и одновременно к новому способу
обсуждения специфически философских принципиальных вопросов; при этом,
как уже говорилось, становилось все более заметным появление научности
нового типа.

В дальнейшем развитии она раскрывается в примечательной двойственности: с
одной стороны, как психологическая феноменология, которая как радикальная
основная наука должна служить психологии вообще; с другой стороны, как
трансцендентальная феноменология, которая в ряду философских дисциплин
выполняет важнейшую функцию первой философии, функцию философской
науки о первоначалах.

В первом докладе мы хотим отвлечься от всех наших философских интересов.
Психологическое будет интересовать нас так же, как физическое интересует
физика. Совершенно объективно, в духе позитивной науки мы будем обсуждать
требования научной психологии и развивать необходимую идею
феноменологической психологии.
{2}
2 Чистое естествознание и чистая психология

Психология Нового времени есть наука о реальных, проявляющихся в
конкретной взаимосвязи объективно-реального мира процессах, называющихся
здесь психическими. Самый непосредственный пример раскрытия
дан нам в живущем имманентном бытии того, что я обозначаю
именно как Я, а также и всего того, что обнаруживает себя как неотделимое от
Я, как Я-переживания (такие, как опыт, мышление, чувствование, волнение) или
психические переживания, а также в качестве способностей или Habitus. Опыт
дает психическое как некий несамостоятельный слой бытия людей и животных,
которые в основном слое [своего бытия] суть физические реальности. Поэтому
психология есть несамостоятельная ветвь конкретной антропологии,
соответственно, зоологии, которая, таким образом, охватывает и физическое, и
психофизическое.

Рассматривая мир опыта в его тотальности, мы замечаем, что к его сущности
явно принадлежит [возможность] бесконечно расчленяться на конкретные
единичные реальности. Каждой из них необходимо принадлежит некая
физическая телесность по крайней мере, как относительно конкретный низший
слой, на который могут наслаиваться и внефизические определения, например,
те, благодаря которым определенное тело становится произведением
искусства. Мы можем последовательно абстрагироваться от всех
внефизических определений и, таким образом, рассматривать каждую
реальность и весь мир в целом как чисто физическую природу. В этом состоит
структурный закон мира опыта. Не только кааздое конкретное мирское или
реальное имеет свою природу, свое физическое тело, но и все тела мира
составляют некое связное единство, замкнутое в себе и простирающееся в
бесконечность единство универсума природы, имеющее универсальную
пространственно-временную форму. Соответственно, с точки зрения метода,
это выражается в том, что возможен последовательный опыт абстракции,
имеющий своей постоянной темой только физическое, а на этой основе
физического опыта возможна таким же образом замкнутая в себе
теоретическая наука, физическое естествознание, физическое в самом
широком смысле, включающее в себя и химию, и универсальную,
абстрагирующуюся от всякой духовности, физическую зоологию, и биологию.

Здесь напрашивается вопрос: в какой мере при такой односторонней
направленности интереса к психическому у животных и в мире вообще, которое
конечно никогда не выступает как нечто самостоя

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13