Библиотека >> Феноменологическая психология
Скачать 21.98 Кбайт Феноменологическая психология
Поэтому интенциональный анализ по методу и результатам toto coelo отличен от анализа реальных данностей. Например, описать в феноменологи- ческом аспекте воспринятое как таковое - это значит на данном экземпляре, например, воспринятом доме, проследить различные дескриптивные измере- ния, которые, как легко усмотреть, с необходимостью принадлежат к каждой ноэме, хотя и с различными особенностями. Прежде всего следует обратить внимание на оптический состав ноэмы. Рассматривая сам дом, мы прослежи- ваем признаки дома, причем, конечно же, только те, которые действительно проявляют себя в самом этом восприятии. Однако, если мы скажем, как о чем-то само собой разумеющемся, о том, что воспринятый дом кроме дей- ствительно воспринятых моментов имеет еще и многие другие, теперь только не схватываемые моменты, то вопрос об основаниях этого высказывания тот- час приведет к пониманию того, что к ноэме - принадле- жит горизонтное сознание, а именно, что в собственном смысле увиденное в себе самом, в соответствии со своим собственным смыслом, указывает на бес- конечный избыток определений, на неувиденное, частично знакомое, частич- но неопределенно-незнакомое. Однако на этом анализ не может остановить- ся. Тотчас возникает вопрос о том, как становится очевидным, что принадле- жащее к феномену сознания предуказание, т.е. это горизонтное сознание, действительно указывает на дальнейшие, находящиеся вне опыта в собствен- ном смысле признаки дома. Это ведь уже некая интерпретация, которая вы- ходит за пределы момента переживания, момента , который, как легко установить, совершенно несозерцателен, в себе и для себя пуст. Однако мы тотчас оказываемся вовлеченными в многообразие, которое указывает на возможные новые восприятия, многообразие, которое предстает перед нами, исходя из данного восприятия, и с очевидностью раскрывает и осуществляет себя в серии образов и представлений (Vergegenwartigung); Это есть синтетически связанная цепь образов и представлений, в которой для нас становится очевидным, что слипающийся со смыслом восприятия пустой горизонт действительно имплицитно несет в себе смысл восприятия, что он на деле есть антиципирующее предуказание все новых и новых бы- тийно принадлежащих воспринятому моментов, еще неопределенных, но мо- гущих быть определенными и тд. Экспликация интенционального смысла ведет, таким образом, от эк- спликации уже подтвержденного созерцательно смысла под названием эк- спликации горизонта ( экспликации антиципаций) к конструкции сущностно связанного синтетического многообразия возможных восприятий того же са- мого предмета. Мы конструктивно производим цепь возможных восприятий, благодаря чему проявляется то, как выглядел бы и как должен был бы выг- лядеть предмет, если бы мы прослеживали его в восприятии все дальше и {13} дальше. При этом, однако, становится очевидным, что всегда различается просто дом как один и тот же, одно и то же онтическое (как тождественное в цепи возможных многообразных ноэм) и в модусе воплощения в созерцании; ведь каждое отдельное восприятие одного и того же дома дает то же самое в субъективном , а именно, с различным составом действи- тельно увиденных его определений. Это верно и в отношении других деск- риптивных измерений какой-либо ноэмы внешнего опыта, например, обозна- чаемых как перспектива. То, что из воспринятой вещи действительно дано в созерцании, дано так, что каждый момент созерцаемого имеет свой способ данности, например, визуально дан в соответствующей перспективе. При этом перспектива тотчас вновь указывает на возможные новые перспективы, относящиеся к тому же самому, и мы, ориентируя свой взгляд в другом на- правлении, вновь оказываемся вовлеченными в систему возможных восприя- тий того же самого. Другое дескриптивное измерение касается модусов явления, которые оп- ределены через сущностно возможные различия между восприятием, ретен- цией, вторичным воспоминанием, предожиданием и т.д. того же самого пред- мета. Как можно показать, и это ведет к определенному виду интенциональ- ной экспликации, которая конструктивно выводит за пределы соответствую- щего данного переживания, выводит с помощью методических прояснений, которые состоят в конструировании соответствующих синтетических много- образий. То же самое, опять-таки, можно сказать и о дескриптивном измере- нии, которое обозначается через разделение материи смысла и модуса значи- мости. Все эти измерения определены горизонтно и требуют раскрытия гори- зонтов и проясняющихся благодаря этому смысловых измерений, смысловых ступеней. | ||
|