Библиотека >> Феноменологическая психология
Скачать 21.98 Кбайт Феноменологическая психология
Естественно-логические понятия вещи и свойства, целого и части, свя-
зи и отдельной вещи, причины и действия и т.п. целиком укоренены в пер- вичном реальном, реальном природы и, тем самым, в ее основном определе- нии как res extensa. При переходе к психическому, становясь психо-логичес- кими, они теряют основную суть их смысла и остается только пустая оболоч- ка формально-логических понятий предмета, качества и тд. 5. Чисто психическое в самопостижении и в постижении сообщества. Универсальная дескрипция интенциональных переживаний Перейдем, однако, к другим, содержательным трудностям, сопровождающим разработку последовательного и чисто феноменологического опыта в силу его переплетенности с физическим опытом. Будем держаться в стороне от всех предрассудков традиции, даже от самых общих самопонятностей тради- ционной логики, незамеченные смысловые оттенки которых, возможно, так- же слишком многое позаимствовали из сферы природного. Будем решитель- но придерживаться только того, что феноменологическая рефлексия предла- гает нам как сознание и осознанное, придерживаться только того, что здесь приходит для нас в качестве действительно очевидной самоданности. Это значит: мы задаем вопросы исключительно феноменологическому опыту, т.е. совершенно конкретно вникая в рефлективное опытное постижение сознания и не интересуясь установлением фактически происходящих событий. Самой непосредственной, хотя и не единственной формой (Gestalt) такого опыта является самопостижение в опыте (Selbsterfahning). Только в нем сознание и Я-сознанияданы во всецело первичной самости, причем каяодый раз, когда я, воспринимая> рефлектирую на мое восприятие. Я как феноменолог раскры- {8} ваю таким образом мою собственную жизнь (в установке фантазии, установ- ке на конкретную возможность), мою конкретно возможную жизнь в таких- то и таких-то конкретно действительных и конкретно возможных формах. И поскольку, как легко видеть, на этой непосредственности опытного самопо- стижения основывается всякий другой опыт психического (постоянно пони- маемый как опытное созерцание), чистый опыт Другого, так же как и опыт сообщества, то естественно, что вначале разрабатывается метод чистого опыт- ного самопостижения как метод последовательно продуманного феноменоло- гического самораскрытия. Как нам позаботиться здесь об устранении всех со- держаний внешнего, относящегося к физическому, опыта, благодаря чему за- тем ео Ipso оставалось бы исключенным все психическое, связанное с други- ми? ^Внешний> опыт (точнее, физический) сам есть некое психическое пере- живание, однако интенционально отнесенное к физическому. Конечно, само данное в опыте физическое, которое полагается в качестве физической дей- ствительности мира - зещная реальность со всеми ее реальными момента- ми - принципиально не принадлежит к собственному существенному соста- ву переживания, данного в опыте. То же самое верно и для всякого созна- ния, в котором полагается и имеет свою значимость бытие того, что реально находится в мире (real Weltliches), как это происходит при любом действова- нии сознания в моей естественно практической жизни. б< Феноменологическая редукция и подлинный внутренний опыт Если я, таким образом, хочу как феноменолог осуществлять только чисто психический опыт, если я собираюсь мою жизнь сознания в ее чистой со- бственной сущности сделать моей универсальной и последовательной темой и, презводе всего, сделать полем чисто феноменологического опыта, - то весь реальный мир, который в моем естественном существовании (Dahinleben) об ладал и обладает для меня постоянной бытийной значимостью, я должен сбросить со счетов, тематически исключить его как внепсихическое бытие. Это значит: как феноменолог я в описании чисто психического опыта не мо- гу естественным образом приводить в действие мою веру в мир, - в дальней- шем я должен освободиться от всех точек зрения, которые в моей естествен- но-практической жизни сознания играли свою естественную роль. С другой стороны, ясно (и уже было подчеркнуто), что к казкдому во- сприятию как интенциональному переживанию принадлежит, как нечто от него неотделимое, то, что оно есть восприятие своего воспринятого, и также дело обстоит для любого модуса сознания в отношении осознанного в нем. Как могли бы мы описать какое-либо восприятие, какое-либо воспоминание и т.д. в отношении того,что собственно присуще ему как этому конкретному переживанию, не говоря о том, что оно есть восприятие того-то и того-то, во- сприятие именно этого объекта? Очевидно, что оно так-то и так-то определе- но независимо от вопроса, действительно ли существует, например, воспри- нятый ландшафт, или же, как обнаруживает дальнейший опыт, он оказывает- ся иллюзией. И в иллюзии является иллюзорный ландшафт, с той лишь раз- ницей, что, когда мы убеиздаемся в его иллюзорности, он является уже в из- мененном модусе веры, и поэтому он, хотя и являясь для нас как тот же са- мый, имеет значимость не простой действительности, но недействительности, действительности, подвергнутой негации. | ||
|