Библиотека >> Сам себе психотерапевт

Скачать 104.56 Кбайт
Сам себе психотерапевт

Все эти явления указывают на существование некоего внутреннего неосознанного побуждения, направленного на создание равновесия и завершенности. Предлагаемое упражнение является примером одного из способов, с помощью которого можно глубже постигнуть свое внутреннее "я" – ваше подсознание.

Упражнение

Возьмите несколько листов бумаги, цветные карандаши или фломастеры. Перед началом работы дайте себе несколько минут на то, чтобы прийти в равновесие. Когда будете готовы, начинайте рисовать. Пусть рисуют ваши руки, а вы только наблюдайте за образами, возникающими на бумаге. Относитесь к ним с интересом, не вынося суждений, и пусть ваши руки рисуют все, что захотят. Рисунки могут быть абстрактными или символическими, большими или маленькими, черно-белыми или разноцветными.

Наблюдая, как рисуют ваши руки, обратите внимание на их движения – уверенные они или робкие, плавные или неуклюжие, быстрые или медленные и т.п.

Когда вы закончите рисовать, рассмотрите рисунки. Можете даже отложить их в сторону на некоторое время и лишь потом – изучить.

Подумайте, что могут означать эти изображения; они исходят от вас, поэтому должны как-то отражать вашу личность. Опишите все образы, которые возникнут у вас при изучении рисунков, даже если не увидите в них особого смысла.

Попробуйте проанализировать рисунки с точки зрения стиля, размера и цвета. Например, как вы используете пространство листа? Разбросаны ли элементы рисунка по всему полю или теснятся в одном углу? Отражают ли сами рисунки или их стиль вас или вашу жизнь?

Это упражнение можно развить дальше, переведя вашу эмоциональную реакцию на рисунки в слова. Когда вы как следует над ними подумаете, переверните лист и запишите все, что придет в голову. И опять выступайте в роли заинтересованного наблюдателя, чтобы не заставлять себя писать го, что, по-вашему, следует написать, и не пытаться добиться осмысленности.



Выполняя это упражнение в группе, Лайза нарисовала птицу, взлетающую из языков пламени подобно фениксу. Другая птица преграждала ей дорогу. Рядом стояла маленькая фигурка человека, наблюдающего за птицами. Лайза так истолковала свой рисунок: "Одна из птиц пытается помешать рождению другой птицы. Рождается новое "я", а старое "я" так напугано, что пытается этому помешать. Наблюдающий за птицами человек – тоже я. Каждый раз, когда мне хочется сделать что-то новое, я ощущаю внутренний конфликт и как будто наблюдаю за ним. Надеюсь, что победит новая птица, но я не могу ей помочь".

Позднее она рассказала членам группы, как использовала этот рисунок, который очень многое ей объяснил, в повседневной жизни: "Я ужасно нервничала, выступая на собраниях. Теперь я понимаю, что сама себе мешала, поэтому стала говорить все, что хочу, хотя мне еще бывает иногда немного страшновато. Я представляю себе, как новая птица вылетает невредимой из пламени и расправляет крылья. Я научилась плавать, хотя раньше боялась даже заходить в воду. Я поняла, что страх не должен меня останавливать. Раньше я только теоретически знала, как измениться, а в жизни это у меня не получалось. Рисунки появились откуда-то из глубины – может быть, они представляют мою душу, с которой мне необходимо было соприкоснуться".

НАБЛЮДАТЕЛЬ, А НЕ УЧАСТНИК
Чтобы ощутить себя единым целым, надо захотеть не отождествляться с отдельными частями своей личности. Может быть, нам именно потому так трудно воспринимать себя не только через видимое и ощущаемое, что мы тесно отождествляемся с этими осязаемыми доказательствами своего существования. Если я, например, полностью отождествляю себя с очень важным для меня планом, а он потерпел неудачу, то кажется, что неудачница – я сама. Люди, полностью отождествляющие себя с ролью, которую они играют в жизни, – например, ролью родителя, супруга или воспитателя, – ощущают растерянность, если эта роль оказывается больше не нужна. Поверить, что человек – это его мысли, чувства, поступки, надежды и страхи, означает позволить им управлять ' собой и ограничить свое восприятие мира. Соприкасаясь же со своим целостным "я", вы получаете возможность быть спокойным наблюдателем самого себя. Занимаясь по этой книге, вы уже, должно быть, заметили, что психотерапия поощряет такого рода объективность, позволяющую вам трезво оценить свою ситуацию и принять самое мудрое решение.

Вам может показаться, что от вас требуют отказа от своих чувств и всякой непосредственности, слишком безучастного, почти медицинского, отношения к себе. Напротив, ваша возрастающая способность видеть себя в перспективе расширяет ваши возможности. Вы сможете провести различие между желанием и болезненным пристрастием, мнением и предрассудком, осторожностью и манией преследования, ролью и личиной. Эрик Берн, некоторыми идеями которого мы пользовались в предыдущей главе, определил непосредственность как способность выбирать для себя чувства, мысли и поведение из всего разнообразия имеющихся вариантов.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61