Библиотека >> Феноменологическая психология

Скачать 21.98 Кбайт
Феноменологическая психология


{9}
Свяжем это положение с установленными прежде. В соответствии с ним
простая рефлексия на сознание еще не дает йам психического в его собствен-
ной сущности и чистоте. Мы должны еще удержаться от бытийной веры
(Seins-Glauben), благодаря которой в естественной жизни сознания и реф-
лектировании на нее мир обладал для нас значимостью, ее (а далее и любую
иную точку зрения в отношении к наивно значимому миру) мы как феноме-
нологи не можем принять. Как феноменологи мы должны быть, так сказать,
незаинтересованными наблюдателями жизни сознания, которая только так
может стать чистой темой нашего опыта. Вместо того, чтобы жить этой жиз-
нью, имея мирские интересы, мы должны только рассматривать ее, так, как
она в себе самой есть сознание о том-то и том-то, и как в ней самой прояв-
ляются эти интересы. Ведь иначе темой нашей дескрипции постоянно был
бы внепсихическиЙ мир, а не чистое сознание о нем. С другой стороны, мы
говорили уже, что это воздержание, это ничего не меняет в том, что
каждое сознание в себе и для себя имеет свою являющуюся и определенным
образом осознанную предметность как таковую. Теперь лучше было бы ска-
зать, что как раз благодаря этому феноменологическому эпохе являющееся
как таковое, осознанное (в соответствующем сознании) как таковое выступа-
ет как нечто, принадлежащее к самому психическому составу этого сознания.
В соответствии с этим, данное во внешнем опыте как таковое, каким-либо
образом осознанное как таковое не есть для нас просто существующее, про-
сто возможное, вероятное, недействительное, но положенное (Vermeinte) в
соответствующем созерцательном или несозерцательном содержании как су-
ществующее, как предположительное, как недействительное. В соответствии
с этим понимается и обычное в феноменологии выражение о заключении в
скобки. Заключить в скобки значит осуществить эпохе. Однако в скобках
сохраняется то, что в них заключено.

Следует заметить, что вера как компонент опыта, осуществленная в со-
ответствующем сознании и именно потому нетематическая, нераскрытая бы-
тийная вера вместе со всеми остальными модусами установки принадлежит,
конечно, к феноменологическому содержанию переживания. Однако я как
феноменолог только раскрываю ее как таковую, а не (mitmachen)
в ней; как момент переживания она тематизируется благодаря тому, что я пе-
рехожу в феноменологическую установку, т.е. из Я, естественно-наивно при-
нимающего эти точки зрения, становлюсь Я, которое воздерживается от них
и рассматривает их только как наблюдатель.

Так может быть описан в основных чертах, а именно, как своеобразная
смена установок, необходимый метод доступа к царству чистых феноменов
сознания, - метод, который следует применять с полной сознательностью; он
называется феноменологической редукцией. При этом наше внимание было
направлено на главную сторону чистых феноменов сознания, называемую
ноэматической (о которой традиционная психология совершенно ничего не
могла сказать). Благодаря феноменологической редукции прежде всего нам
были раскрыты интенциональные предметности как таковые, раскрыты как
сущностныЙ состав интенциональных переживаний и как бесконечно пло-
дотворная тема феноменологических дескрипции.
{10}
Однако сразу же необходимо добавить, что универсальность осущест-
вляемого феноменологом феноменологического эпохе, универсальность, с ко-
торой он становится только незаинтересованным наблюдателем всей своей
жизни сознания, проявляется не только в тематическом очищении отдельных
переживаний сознания и не только раскрывает при этом их ноэматический
состав, скорее, универсальность эпохе оказывает свое воздействие и в на-
правлении Я-сознания, которое благодаря ей лишается, так сказать, всего ре-
ально человеческого, всего животно реального. Если вся природа преврати-
лась в чисто ноэматический феномен, поскольку ее реальная действитель-
ность выведена из игры, то и редуцированное теперь к чисто психическому
бытию и жизни Я не есть больше реальное человеческое Я, фигурирующее в
обычной речи и естественно-объективной установке опыта. Это последнее
само теперь стало полагаемым реальным как таковым, ноэматическим фено-
меном.

Однако все полагаемое как таковое, включая мое человеческое бытие в
мире и мою мирскую жизнь есть все же положенное некой полагающей жиз-
ни, редуцированной благодаря феноменологической установке на чисто пси-
хическое, и неотделимо от нее как ее интенциональное. И, конечно, эта пола-
гающая жизнь всегда входит в область феноменологической рефлексии.

7. Я-Полюс как центр Я-актов. Синтетический характер сознания.

Последовательное разворачивание ноэмы, соответствующего положенного
как такового, может перейти в рассмотрение и анализ относительно скрытого
при этом ноэзиса, соответствующего осознания (Bewusthaben).

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13