Библиотека >> Феноменологическая психология

Скачать 21.98 Кбайт
Феноменологическая психология

Ни одно Я не мыслимо без
Я-сознания, без восприятия, воспоминания, ожидания, мышления, оценива-
ния, деятельности и т.д., как и без фантазирования, в котором всякое такого
рода сознание превращается в . Не существует восприятия, ко-
торое само как восприятие не имело бы своего формального стиля. И так
же - для других категорий сознания.

Все так возникающие понятия и положения априорны в том же смысле,
что и, например, чисто логические и математические истины. Здесь, как и
повсюду, подлинное Apriori предполагает, что вариация и переход к безу-
словно всеобщему, к модусу сознания происходит
не в смутном мышлении по поводу пустых и словесных представлений, но в
действительной интуиции, в образовании действительных экземплярных со-
зерцаний, которые именно в той мере должны быть раскрыты в действенном
опыте, в какой они играют роль в чистом обобщении. В отношении феноме-
нологического опыта с его горизонтами интенциональной импликации это
{17}
означает, что доступ к подлинному Apriori часто довольно труден. Феноме-
нологический опыт как эксплицитный - сам уже есть результат тяжелой ме-
тодической работы. Применение метода вариации в эгологической установке
вначале дает систему инвариантов собственного ego и не касается вопроса об
интерсубъективной доступности и значимости этого Apriori. Если же привле-
кается опытное постижение Другого, то тогда становится ясно, что к его
предметному смыслу (т.е. к Alter ego) a priori принадлежит то, что он сущ-
ностно аналогичен моему ego; что Другой, таким образом, необходимо имеет
тот же самый сущностный стиль, что и Я. Поэтому эгологическая феномено-
логия сохраняет значимость для любого ego вообще, а не только для меня и
моих вариантов фантазии. После введения расширенной редукции, редукции
к феноменологически чистой интерсубъективности, проявляется и универ-
сальное Apriori для общностей субъектов, редуцированных к их внутренне-
феноменологическому и чистому единству.

9. Принципиальная функция чисто феноменологической психологии для точной
эмпирической психологии.

Возникшие благодаря эйдетической редукции априорные понятия суть выра-
жения сущностно необходимой стилевой формы, с которой связано всякое
мыслимое фактическое бытие Я и жизнь сознания. Все эмпирически-феноме-
нологические понятия подчиняются им как логическим формам, подобно то-
му как все эмпирические понятия, с помощью которых строятся естественно-
научные фактические высказывания, одновременно причастны априорным
понятиям природы. Отсюда, само собой разумеется, и безусловная норматив-
ная значимость основывающихся на априорных понятиях априорных истин
для всей эмпирии, принадлежащей соответствующему региону бытия,
здесь - чисто психическому.

Сюда естественным образом примыкает и разъяснение значения феноме-
нологической психологии для безусловно гораздо шире простирающейся
психологии вообще. Феноменологическая психология - безусловно необхо-
димый фундамент для построения строго научной психологии, которая была
бы подлинным и действительным аналогом точного естествознания. Точ-
ность последнего заключается в том, что оно основывается на своем Apriori,
на разработанной в собственных дисциплинах (хотя и не полно) системе
форм мыслимой природы как таковой. Благодаря теоретическому соотнесе-
нию фактического в опыте с этим Apriori формы, смутная эмпирия становит-
ся причастной сущностной необходимости, а весь естественно-научный метод
получает новый смысл, состоящий в том, чтобы под все смутные понятия и
правила подвести фундамент из , т.е. лишь эмпирически определи-
мым особенностям придать априорную форму, которая как таковая предпи-
сывает всему эмпирическому, поскольку оно должно быть ,
необходимость в пределах универсума природы [2]. То, что Apriori здесь явля-
ется количественным, требующим выражения в величине и числе, связано с
самой сущностью природы как природы.

Однако точность в более широком смысле требуется для каждой под-
линной науки о фактах, в том числе и для психологии. И она имеет свои
универсальные основные понятия, или, что то же самое, и сфера психологи-
{18}
ческого опыта имеет свою априорную структурную типику, и на первом пла-
не здесь, конечно же, стоит структурная типика психического в специфичес-
ком смысле, - Apriori, без которого независимо от любых случайностей фак-
тического феноменологического опыта были бы просто немыслимы Я (и
общность Я) вместе с их сознанием и предметностью сознания. Эйдетически-
психологическая феноменология раскрывает все стороны и измерения этого
Apriori, относящиеся к ноэзису и ноэме. Тем самым она создает рациональ-
ные основные понятия, которые присутствуют во всякой мыслимой психоло-
гии, пока она является именно психологией и, таким образом, имеет дело с
психическим, с Я, интенциональностью и т.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13