Библиотека >> Физика

Скачать 150.44 Кбайт
Физика

А это не может произойти
без перемещения. Следовательно, если движение должно существовать всегда, то
необходимо, чтобы и перемещение всегда было первым из движений, и, если одно
из перемещений первое, а другое последующее, чтобы существовало первое
перемещение.
Далее, начало всех состояний есть сгущение и разрежение, так как
тяжелое и легкое, мягкое и твердое, теплое и холодное представляются
некоторого рода сгущениями и разрежениями. Сгущение же и разрежение есть
соединение и разделение, в результате которых, как считают, происходит
возникновение и гибель существ. А то, что соединяется и разделяется,
необходимо изменяет место. Но и величина растущего и убывающего также
изменяет место.
Далее, что перемещение есть первое движение, будет ясно, если
рассматривать [вопрос] со следующей точки зрения. А именно, "первое" в
применении к движению, как и ко всему прочему, употребляется в нескольких
значениях. Так, первым называется то, без чего не будет остального; оно же
без остального может существовать; затем, [первым называется первое] во
времени и [первое] в отношении сущности. Следовательно, так как движение
должно происходить безостановочно, а безостановочное движение будет или
непрерывным или последовательным, но скорее непрерывным, и лучше ему быть
непрерывным, чем последовательным, с другой же стороны, так как мы всегда
предполагаем, что природе свойственно лучшее, поскольку оно возможно, а
непрерывное [движение] возможно (это будет доказано дальше, [гл. 8], а
теперь примем это как допущение), и такое (движение) может быть только
перемещением, то необходимо, чтобы перемещение было первым [движением]. Ведь
перемещающемуся [телу] нет никакой необходимости расти или качественно
изменяться, а также возникать и исчезать, а ни одно из этих [изменений]
невозможно без существования непрерывного [движения], которое производит
первый двигатель.
Кроме того, и по времени [перемещение есть первое] [движение], так как
вечные существа могут двигаться только таким [движением]. Правда, для
отдельного [существа] из тех, которые возникают, перемещение необходимо
будет последним из движений, так как после рождения сначала следуют
качественное изменение и рост, а перемещение будет движением завершенных
[существ]. Необходимо, однако, чтобы прежде было нечто другое, движущееся
путем перемещения, которое и будет причиной для возникающих [предметов],
само не возникая, как то, что порождает порожденное, так как это только
кажется, что возникновение есть первое из движений вследствие того, что
предмет должен сначала возникнуть. В каждом отдельном случае возникновения
так дело и обстоит, но необходимо, чтобы еще до возникающих [предметов] в
состоянии движения было что-нибудь иное, само существуя и не возникая, а
прежде него также иное. Так как невозможно, чтобы возникновение было первым
движением (тогда все движущееся было бы подвержено гибели), то очевидно, что
и ни одно из следующих по порядку движений не может быть первичным; под
следующими по порядку я разумею рост, затем качественное изменение, убыль и
исчезновение: все они позднее возникновения, так что, если возникновение не
более первично, чем перемещение, значит и ни одно из последующих изменений.
Вообще же, возникающее представляется незаконченным и стремящимся к
определенному началу, так что более позднее в процессе возникновения будет
по природе более первичным. Перемещение как завершение присуще веем
предметам, находящимся в процессе возникновения; поэтому одни из живых
существ вполне неподвижны вследствие отсутствия [соответствующего органа],
как, например, растения и многие роды животных, а более совершенным [эти
органы] присущи. Таким образом, если перемещение скорее присуще тем
существам, которые в большей степени достигли своей природы, то и движение
это будет первым по сущности среди других [движений] как по этой причине,
так и потому, что движущееся в наименьшей степени лишается своей сущности в
процессе перемещения: ведь только в одном этом движении оно не изменяется в
своем бытии, как меняется в качественно изменяемом качество, в растущем и
убывающем -- количество. Но больше всего очевидно, что движущее само себя
больше всего движет себя этим в собственном смысле слова движением, т. е.
[движением] относительно места; а ведь мы считаем, что началом движимых и
движущих и первым для движущихся [предметов] должно быть именно движущее
само себя.
Итак, из сказанного ясно, что перемещение есть первое из движений;
теперь следует показать, какое перемещение будет первым. Вместе с тем в ходе
этого исследования уяснится и наше теперешнее и прежнее, [гл.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94