Библиотека >> Физика

Скачать 150.44 Кбайт
Физика

Некоторые считают таким [единым
и простым началом] бесконечное, а не воздух или воду, чтобы все прочее не
уничтожалось от их бесконечности, так как [эти элементы) противоположны,
например воздух холоден, вода влажна, огонь горяч. Если бы один из них был
бесконечным, все остальные были бы уничтожены; теперь же, как говорят они,
[бесконечное] есть нечто иное, из чего эти [элементы порождаются]. Но
невозможно, чтобы такое [тело] существовало, не потому [только], что оно
бесконечно (по этому поводу надо будет высказать некоторые общие
соображения, в равной степени применимые к воде, к воздуху и к любому
другому телу), а потому, что такого чувственно-воспринимаемого тела наряду с
так называемыми элементами нет: ведь все [предметы], из чего состоят, в то и
разрешаются, так что оно должно находиться здесь наряду с воздухом, огнем,
землей и водой, но ничего такого не оказывается. И конечно, ни огонь, ни
другой какойнибудь элемент не могут быть бесконечными. Вообще говоря, и
независимо от того, бесконечен какой-либо из них [или нет], невозможно,
чтобы Вселенная -- даже если она ограничена -- состояла или возникала из
какого-то одного [элемента), подобно тому как Гераклит говорит, что все
когда-нибудь станет огнем (то же самое рассуждение применимо и к тому
единому, которое выставляют физики наряду с элементами), так как все
изменяется, [переходя] из противоположного в противоположное, например из
теплого в холодное. Таким образом, [вопрос о том), может или не может
существовать бесконечное чувственновоспринимаемое [тело], следует
рассматривать в отношении Вселенной в целом, [а не в отношении какого-либо
одного элемента].
Что вообще не может существовать бесконечное чувственновоспринимаемое
тело, очевидно из следующего.
Всему воспринимаемому чувствами присуще по природе гденибудь
находиться, и для каждой вещи имеется некоторое место, причем оно одно и то
же для части и для целого, например для всей земли и для одного комка, для
огня и для искры. Так что, если [бесконечное тело] однородно, оно будет
неподвижно или будет всегда перемещаться. Однако это невозможно: почему оно
будет скорее внизу, а не вверху или где бы то ни было? Я имею в виду, что
если имеется, например, комок, куда он будет двигаться или где [будет]
пребывать в покое? Ведь место родственного ему тела бесконечно. Может быть,
он займет все [это] место? А каким образом? Какое же и где [будут его]
пребывание и движение? Или он будет повсюду пребывать в покое? Но тогда он
не будет двигаться. Или повсюду он будет двигаться? Тогда он не остановится.
Если же Вселенная неоднородна, то неоднородны и места. Во-первых, тело
Вселенной не будет единым иначе как путем соприкосновения [своих частей].
Во-вторых, эти [части] будут в отношении их вида или ограниченными (по
числу), или бесконечно разнообразными. Ограниченными [по числу] они не могут
быть: раз Вселенная бесконечна, то [в этом случае] одни [ее части] будут
бесконечны, другие же нет, как, например, огонь или вода, а это [повлечет за
собой] уничтожение противоположных [элементов], как было сказано раньше.
Именно поэтому никто из физиологов не считал единым и бесконечным огонь или
землю, а только воду, или воздух, или среднее между ними, потому что место
каждого из первых точно определено, вторые же склоняются в обе стороны --
вверх и вниз. Если же [части Вселенной] бесконечны [по числу] и просты, то и
мест будет бесконечно много и число элементов также будет бесконечно. Если
же это невозможно и число мест ограничено, тогда необходимо и целому быть
ограниченным, так как невозможно, чтобы место и тело не совпадали; ведь ни
все место не больше того, чем может одновременно быть тело (в этом случае
тело не было бы бесконечным), ни тело не больше, чем место, [и получится,
что] либо будет какая-то пустота, либо же тело по своей природе сможет быть
нигде.
Анаксагор неразумно говорит о пребывании бесконечного, а именно что
бесконечное поддерживает само себя вследствие того, что оно находится в
самом себе, так как ничто другое его не окружает, как будто, где что
находится, там оно и есть по своей природе. Но это неправильно: нечто может
находиться где-нибудь насильно, а не там, где оно должно быть по своей
природе. Если таким образом целое совсем не движется (ибо то, что
поддерживает само себя и находится в самом себе, необходимо должно быть
неподвижным), то следует указать, почему оно по своей природе не может
двигаться, ибо недостаточно, высказавшись таким образом, считать дело
поконченным. Ведь нечто другое могло бы быть неподвижным, хотя по его
природе [ему] ничто не мешало бы [двигаться].

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94