Библиотека >> Физика

Скачать 150.44 Кбайт
Физика

Итак, необходимость [здесь] существует в силу условия, а не как
цель, ибо необходимость заключена в материи, а "ради чего" -- в определении.
Необходимость в математике и в вещах, возникающих по природе, в
некотором отношении очень сходны, а именно: если прямая линия есть вот это,
то треугольник необходимо имеет углы, равные двум прямым. Но нельзя сказать,
что если последнее [положение правильно], то [правильно] и первое, а только:
если оно неправильно, не будет [правильно и определение] прямой. Там же, где
происходит возникновение ради чего-нибудь, наоборот: если цель будет
поставлена или уже имеется, то и предшествующее будет существовать или уже
имеется; если же [предшествующего] не будет, то, как там, [в математике],
отсутствие следствия снимает начало, так и здесь [снимается] цель и "ради
чего". Они, [(цель и "ради чего")], ведь также начало, но [начало] не
действия, а рассуждения (а там, [в математике], начало только рассуждения,
так как действия нет). Таким образом, если должен быть дом, то чему-то
необходимо произойти, или наличествовать, или быть, и вообще необходима
материя для того-то, например кирпичи и камни, если [речь идет] о доме;
конечно, не благодаря им имеется [определенная] цель: они, [кирпичи и
камни], нужны [только] как материя -- и не благодаря им будет существовать
[дом]. Однако, если их вообще не будет, не будет ни дома, ни пилы: дома --
если не будет камней, пилы -- если железа; и там, [в математике], не будет
начал, если треугольник не будет [иметь углов, равных) двум прямым.
Ясно, таким образом, что в природных [явлениях] необходимость -- это
так называемая материя и ее движения. И физику надлежит говорить о причинах
обоего рода, больше же о [причине] "ради чего", ибо она причина
[определенной] материи, а не материя -- причина цели. И цель, ради которой
[чтонибудь происходит], и начало исходят из определения и рассуждения, так
же как и в [вещах], созданных искусством: раз дом [должен быть] такой, то по
необходимости должно произойти и быть в наличии то-то, а если здоровье есть
то-то, необходимо произойти и быть тому-то. Так же, если человек есть то-то,
тогда [должно произойти] то и то, а если [будет] то и то, то [в свою очередь
потребуется] то-то. Может быть, и в самом определении имеется необходимость.
Предположим, что распиливание определено как некоторого рода разделение, но
последнее не произойдет, если пила не будет иметь зубьев такого-то качества,
а эти зубья не будут такими, если их не сделать железными. И в самом
определении некоторые части суть как бы его материя.


* КНИГА ТРЕТЬЯ (Г) *

ГЛАВА ПЕРВАЯ

Так как природа есть начало движения и изменения, а предмет нашего
исследования -- природа, то нельзя оставлять невыясненным, что такое
движение: ведь незнание движения необходимо влечет за собой незнание
природы. Определив то, что относится к движению, надо попытаться подойти
таким же образом и к последующему. Так вот, движение, по всей видимости,
есть [нечто] непрерывное, а бесконечное проявляется прежде всего в
непрерывном; поэтому, определяя непрерывное, приходится часто пользоваться
понятием бесконечного, так как непрерывное бесконечно делимо. Кроме того,
движение невозможно без места, пустоты и времени. Ясно, что поэтому, а также
потому, что они общи всему и причастны всякой [вещи], следует предварительно
рассмотреть каждое из них, так как изучение частного должно следовать за
изучением того, что обще всему. И прежде всего, как мы сказали, [речь
пойдет] о движении.
Из существующего одно существует только в действительности, другое -- в
возможности и действительности; одно есть определенный предмет, другое --
количество, третье -- качество; то же относится и к прочим категориям
сущего. В категории отношения об одном говорится в смысле избытка и
недостатка, о другом -- как о действующем и претерпевающем и вообще как о
движущем и подвижном, ибо движущее есть движущее [лишь] по отношению к
подвижному, а подвижное таково [лишь] по отношению к движущему. Но движения
помимо вещей не существует: ведь все меняющееся меняется всегда или в
отношении сущности, или [в отношении] количества, или качества, или места, а
ничего общего, как мы сказали, нельзя усмотреть в вещах, что не было бы ни
определенным предметом, ни количеством, ни качеством, ни какой-либо другой
категорией. Так что если, кроме указанного, нет ничего сущего, то и движение
и изменение ничему иному не присущи, кроме как указанному. Каждый же из этих
[родов сущего) присущ всему двояким образом, например: определенному
предмету, с одной стороны, как форма его, с другой -- как лишенность; в
отношении качества -- одно есть белое, а другое черное; в отношении
количества -- одно завершенное, другое -- незавершенное; равным образом и в
отношении перемещения -- одно вверх, другое вниз или одно легкое, другое
тяжелое.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94