Библиотека >> Физика

Скачать 150.44 Кбайт
Физика


Однако ведь и кубик имеет такую же величину, какую заключает в себе пустота,
и будь она, [эта величина], теплой или холодной, тяжелой или легкой,
все-таки по своему бытию она отличается от всех свойств, даже если она от
них неотделима -- я имею в виду массу деревянного кубика. Так что если она и
будет отделена от всего прочего и не будет ни тяжелой, ни легкой, она
все-таки будет содержать равное количество пустоты и будет помещаться в том
же самом участке места и пустоты, равном ей. Чем же будет отличаться тело
кубика от равновеликого места и пустоты? И если две такие [вещи] будут
находиться в одном и том же [месте], почему не сколько угодно? Уже одно это
нелепо и невозможно. Затем, очевидно, что этот кубик и после перестановки
будет обладать тем, что имеют и все прочие тела. Так что если разница места
ничего не значит, зачем давать телам особое место помимо массы каждого тела,
если масса не подвержена изменениям? Ничего ведь не прибавится, если вокруг
нее будет другое такое же, равное ему протяжение. "Далее, должно быть видно,
какова пустота в движущихся телах; сейчас же внутри мира нигде ее не видно.
Ведь воздух есть нечто, а не кажется таким, и вода не казалась бы такой,
если бы рыбы были железными, ибо суждение об осязаемом дается осязанием.
Итак, из сказанного ясно, что отделенной [от вещей] пустоты не
существует.

ГЛАВА ДЕВЯТАЯ

Некоторые думают, что существование пустоты очевидно из наличия редкого
и плотного. Ведь если бы не было редкого и плотного, ничто не могло бы
сжиматься и сдавливаться. А если этого не будет, тогда или вообще не будет
движения, или Вселенная будет волноваться, как говорит Ксуф, или воздух и
вода должны всегда поровну превращаться друг в друга. Я говорю это в этом
смысле, что, если, например, из чаши воды образовался воздух, одновременно
из равного количества воздуха образуется такое же количество воды; иначе
должна существовать пустота, так как иным способом сжимание и расширение
невозможны. Если, следовательно, под редким они понимают то, что заключает в
себе много отдельных [от тела] пустот, то ясно, что если не может быть
отдельно существующей пустоты, как не может быть места, имеющего собственное
протяжение, то и редкое [тело] не может быть таким. Если же нет отдельной
пустоты, а все же какая-то пустота внутри [тела] находится, то это не столь
невозможно, но тогда, во-первых, пустота будет причиной не всякого движения,
а [только] кверху (ведь все разреженное легко, почему и называют огонь
редким), вовторых, пустота будет причиной движения не как то, в чем оно
происходит, а как кожаные мехи [в воде], которые, сами подымаясь кверху,
влекут связанное с ними; так и пустота будет [чем-то] влекущим кверху.
Однако каким образом возможно перемещение пустоты или места пустоты? Тогда
ведь получится пустота пустоты, в которую она несется. Далее, как они
объяснят, что тяжелое стремится вниз? Ясно также, что, чем разреженнее и
пустее [тело], тем быстрее оно будет двигаться кверху; если же оно будет
совсем пустым, оно понесется с величайшей скоростью А может быть, ему и
невозможно двигаться на том же самом основании: как в пустоте все недвижимо,
так и пустота неподвижна, ибо скорости несоизмеримы.
Если же мы отрицаем пустоту, остальные же трудности остаются
правильными -- что не будет движения, если не будет уплотнения и разрежения,
или же Небо будет волноваться, или всегда будут образовываться в равном
количестве вода из воздуха и воздух из воды (а ведь ясно, что из воды
образуется больше воздуха), то, стало быть, необходимо, если нет сжатия,
чтобы смежные тела, движимые толчком, волновали крайнюю границу [Вселенной],
или чтобы где-нибудь в другом месте в равном количестве образовывалась вода
из воздуха -- для того чтобы вся масса Вселенной оставалась равной, -- или
же чтобы ничто не двигалось. Ибо при передвижении [тел] всегда будет
происходить [нечто] подобное, если только не будет иметь места перестановка
по кругу, но перемещение не всегда происходит по кругу, но также и по прямой
И вот некоторые по этим причинам стали бы утверждать существование
чего-то пустого, а мы, исходя из основных положений, скажем, что существует
единая материя для противоположного -- теплого и холодного и других
физических противоположностей, что из сущего в возможности возникает сущее в
действительности, что материя неотделима, только по своему бытию есть нечто
особое, что она едина по числу, будь то для цвета, тепла и холода. И материя
тела, как большого, так и малого, одна и та же.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94