Библиотека >> Физика

Скачать 150.44 Кбайт
Физика


Сказанное можно приложить и к [предметам] движущим: одни из них
способны двигать против природы, как, например, рычаг способен передвигать
тяжесть не по природе; другие -- по природе, как, например, теплое в
деятельности может приводить в движение теплое в возможности; то же
относится и ко всему прочему в том же роде. Но способно двигаться по своей
природе также и то, что в возможности представляет собой некоторое качество
или количество или расположено в определенном месте, когда содержит начало
движения в самом себе, а не по совпадению: ведь одно и то же может быть и
качеством, и количеством, но так, что одно совпадает с другим и не присуще
ему само по себе. Огонь же и земля приводятся в движение чем-либо
насильственно, когда они движутся против природы, и согласно природе --
когда, находясь в возможности, они переходят в свойственные им состояния
деятельности.
А так как выражение "в возможности" имеет разные значения, то это и
есть причина неясности -- чем именно приводятся в движение подобные
[предметы], например что огонь движется кверху, а земля вниз. В разном
смысле [употребляется это выражение, когда говорят, что] учащийся есть
ученый в возможности и тот, кто обладает [знаниями], но не занимается
наукой; всегда же, когда производящее воздействие и испытывающее его
оказываются вместе, возможность может стать деятельностью, например
обучающийся из одного состояния возможности переходит в другое (так как
обладающий знанием, но не занимающийся наукой является в известном смысле
ученым в возможности, но не таким, как до обучения). И когда он достигает
такого состояния, если ничто не помешает, он действует и занимается наукой;
или же он окажется в противоречии [со своей возможностью] и будет пребывать
в невежестве. Подобным же образом обстоит дело и с физическими [процессами]:
ведь холодное есть теплое в возможности; когда же оно подвергнется
превращению, оно уже огонь и жжет, если ничто ему не помешает и не
воспрепятствует. То же относится и к тяжелому и легкому, так как легкое
возникает из тяжелого, например из воды воздух: ведь вначале оно таково
[лишь] в возможности, но вот уже становится легким и будет действовать, если
ничто не помешает. Деятельность легкого тела состоит в том, чтобы оказаться
в некотором месте, а именно наверху; если оно находится в противоположном
месте, [внизу], то [это значит, что] ему что-то препятствует И так же
обстоит дело с количеством и качеством.
Однако исследуется ведь такой вопрос: почему, собственно, легкие и
тяжелые [тела] движутся в свои места? Причина этого заключается в том, что
они по природе определены куданибудь, и в том именно и состоит различие
легкого и тяжелого, что одно стремится вверх, а другое вниз. Легкое и
тяжелое в возможности, как было сказано, может иметь различный смысл; когда
есть вода, легкое некоторым образом уже имеется в возможности, и когда
[возникает воздух], он еще только в возможности [легкий] (так как допустимо,
что в силу препятствия он еще не находится наверху), но, когда препятствие
устраняется, он действует и все время подымается вверх. Подобным же образом
проявляет свою деятельность, изменяясь, и качество: ведь человек ученый,
если ему ничто не мешает, сейчас же приступает к занятиям наукой. И величина
расширяется, если ничто не мешает. Тот же, кто убрал противодействующее и
препятствующее, отчасти может считаться движущим, отчасти же нет, например
кто вытащил подпирающий столб или снял камень с [надутого] меха,
находившегося в воде, так как он приводит в движение предмет по совпадению,
так же как отраженный от стены шар был приведен в движение не стеной, а тем,
кто его бросил. Итак, что ни один из этих [предметов] не движет сам себя --
это ясно, однако начало движения они в себе имеют, но не в смысле приведения
в движение или действия, а в смысле способности испытывать воздействие.
Если же все движущиеся [предметы] движутся или по природе, или вопреки
природе и насильственно и в последнем случае всегда [приводятся в движение]
чем-то иным, а из [предметов], движущихся по природе, те, которые движутся
сами собой, опять-таки приводятся в движение чем-нибудь, так же как и те,
которые сами собой не движутся, например [тела] легкие и тяжелые (ведь они
приводятся в движение или тем, что их породило и сделало легким и тяжелым,
или тем, что устранило помехи и препятствия), то в результате все движущиеся
[тела] приводятся в движение чем-нибудь.

ГЛАВА ПЯТАЯ

И это происходит двояким образом, а именно, или движение производится
не самим движущим, а чем-нибудь другим, что приводится в движение движущим,
или им самим; и в этом последнем случае [движущее может быть] или первым
после крайнего [движимого], или [оно движет] через посредство нескольких
[предметов], так, например, палка движет камень и движется рукой, приводимой
в движение человеком, а он уже не приводится в движение ничем другим.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94