Библиотека >> Физика

Скачать 150.44 Кбайт
Физика

Я имею в виду следующее: или
нагревающее и само нагревается и исцеляющее исцеляется, перемещающее
перемещается, или же исцеляющее перемещается, а перемещающее увеличивается.
Но ясно, что [это] невозможно: ведь утверждать это следует, доводя деление
вплоть до неделимых, например что обучает геометрии, то и само обучается
геометрии или, что бросает, то и само таким же образом бросается; или же так
не бывает, а одно движение одного рода, другое другого, например то, что
перемещает, увеличивается, вызывающее это увеличение качественно изменяется
под влиянием другого, а вызывающее изменение движется каким-нибудь другим
движением. Однако необходимо где-нибудь остановиться, так как число движений
ограничено. Поворачивать же вспять и говорить, что вызывающее качественное
изменение перемещается, будет равносильно прямому утверждению, что
перемещающее перемещается, а обучающее обучается (ясно ведь, что всякий
движущийся предмет приводится в движение также и тем двигателем, который
лежит выше, а больше всего тем, который из всех двигателей будет более
первичным). Но это как раз невозможно, так как тогда выходит, что обучающий
учится, а из них один по необходимости не имеет знания, другой же его имеет.
Но еще более противоречит разуму положение, что все способное двигать
будет подвижным, если все движущееся приводится в движение движущимся: ведь
оно будет подвижным на таком же основании, как если сказать, что все имеющее
целебную силу и исцеляющее будет исцелимым и способное строить -- способным
строиться -- или прямо, или через посредство нескольких [звеньев] (я
разумею, например, если все способное двигать будет движимым, но не тем
движением, которым оно движет ближайший предмет, а иным -- например,
способное исцелять станет предметом обучения; однако при дальнейшем
восхождении мы придем когда-нибудь к тому же виду движения, как мы сказали
раньше). Таким образом, первое из этих [предположений] невозможно, второе
явно измышлено; действительно, нелепо утверждать, что способное производить
качественное изменение по необходимости будет способно к возрастанию.
Следовательно, нет необходимости, чтобы движущееся всегда приводилось в
движение другим [предметом], который в свою очередь приводится в движение;
значит, [где-то] надо будет остановиться. Таким образом, первое движущееся
будет получать движение от покоящегося или будет двигать само себя.
Но уж если надо рассматривать вопрос, что есть причина и начало
движения: движущее само себя или движимое другим, всякий предпочтет первое,
так как сущее само по себе всегда первичнее того, что само существует как
причина, но посредством другого. Итак. приняв иную исходную точку, следует
рассмотреть следующее: если что-нибудь движет само себя, как и каким
способом оно движет?
Необходимо, чтобы все движущееся было делимо на всегда делимые [части];
ведь раньше, в общем учении о природе, было доказано, что все само по себе
движущееся непрерывно. Невозможно, конечно, чтобы само себя движущее целиком
двигало само себя: оно перемещалось бы тогда в целом и передавало бы то же
самое перемещение, будучи единым и неделимым по виду, или качественно
изменялось бы и вызывало качественное изменение; следовательно, одновременно
учило и училось, исцеляло и исцелялось бы тем же самым исцелением. Кроме
того, было установлено ранее, что движется способное двигаться, а оно есть
движущееся в возможности, а не в действительности, возможность же переходит
в действительность -- ведь движение есть незавершенная действительность
способного к движению [тела]. А движущее существует уже в деятельности,
например теплое нагревает, и вообще то, что имеет определенную форму,
порождает. Таким образом, одновременно само по отношению к себе будет теплым
и не теплым. То же относится и к каждой из прочих [вещей], у которых
движущее по необходимости одноименно {со своим действием]. Следовательно, в
том, что само себя движет, одна часть движет, другая движется.
А что нельзя двигать себя самого таким образом, чтобы каждая из двух
частей двигала другую, ясно из следующего. Вопервых, если каждая из двух
частей будет двигать другую, тогда не будет первого движущего (ибо
предшествующее в большей степени причина приведения в движение, чем
последующее, и будет больше двигать; ведь двигать, как мы говорили, можно
двояким образом: во-первых, когда само движущее приводится в движение
другим, во-вторых, самим собой, и ближе к началу то, что расположено дальше
от движимого, чем то, что лежит посередине). Кроме того, движущему нет
необходимости двигаться, если только оно не движется само собой;
следовательно, вторая часть будет вызывать противодвижение только по
совпадению.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94