Библиотека >> Наша душа. онтология психической реальности

Скачать 67.82 Кбайт
Наша душа. онтология психической реальности

Цель личности, по Платону, – "достижение высшего блага". Причем личное высшее благо одного человека неотделимо от блага всеобщего, а это всеобщее благо есть Бог – "Источник жизни и бессмертия".

Воля к жизни (в пределе вечной) снизу поддерживает ум от разрушения, а сверху оказывает смиряющее давление на силовую сторону души (эмоционально-чувственную сферу). Ослабление воли (переход от высших устремлений к мелочным желаниям и капризам) ведет к снижению уровня личности, вплоть до развития неудержимых влечений. Когда личность оказывается несостоятельной, начинается суетная манифестация индивидуальности (истероидные претензии на оригинальность), а чаще всего возникает подражание "кумирам толпы", следование моде и т.д. И в этих случаях некоторые люди становятся до смешного похожими на тех, от кого они, как сами полагают, произошли.

Слабоволие влечет за собою несдержанность чувств. Эговлечения – гордость, тщеславие и др., не говоря уже о физиологических (скотских) влечениях, (вплоть до извращений, алкоголизма и т.п.) приводят к развитию нездоровой (психопатической) эмоциональности.

В этих состояниях люди бывают крикливы и кокетливы как птицы, трусливы как зайцы, озлоблены как волки и т.д. Именно в эмоциях (нижнем слое человеческой психики) люди при нарушении душевного равновесия ближе всего оказываются к несознательным бессловесным. Многие в состоянии аффекта (одержимости страстью; например, гнева) теряют дар речи, "теряют голову" от любовной похоти или ревности, "сходят с ума" от счастья при денежном выигрыше, впадают в безумие отчаяния при неудачах.

Все это стихия чувств, но чувств негативных (не специфически человеческих), не направленных волей и не нацеленных умом к достижению высшего блага. Их можно приравнять к рефлексам, то есть к реакциям на внешнее раздражение, характерным для неразумных представителей зоологического мира.

При зачаточной сообразительности и некоторой проявленности черт характера, наиболее заметно в психике теплокровных животных, выражается эмоциональность.

В отличие от пресмыкающихся, способных злобно шипеть, но в целом эмоционально тупых, птицы, например, могут уже радоваться и грустить, проявлять симпатию, тосковать при разлуке и т.д.

У высших млекопитающих эмоции достигают выражения восторга и обиды. Некоторые животные, переживая или предчувствуя, оказываются способными плакать. А привязанность к человеку, например, у собаки бывает такой сильной, что ее называют даже "любовью". И многие ставят преданность "четвероногих друзей" в пример людям.

Конечно, нерадивых и бессердечных среди нас достаточно. Но все же тем, кто ставит собаку "выше человека", следует заметить, что так называемая "любовь" у животных отнюдь не бескорыстна. Привязанность собаки всегда обусловлена тем, что хозяин (кем бы он ни был) кормит ее и содержит. Все остальные (люди и звери) вызывают у собаки, в лучшем случае, настороженность. Да и сам хозяин, внезапно протянув руку к миске с собачьей едой, рискует быть укушенным. Ибо главное (фундаментальное) чувство владеющее всеми живыми существами есть страх . А гнев (агрессивная реакция) наряду с унынием и печалью (депрессивная реакция) есть не что иное, как оборотные стороны того же страха.

Утратив райское блаженство, заключавшееся в отсутствии страха и всех его производных: гнева, зависти, ревности, лжи и т.д., люди, став смертными, пали до некоторого сродства с млекопитающими. Однако они не утратили вечной духовности. Благодаря разуму и свободе воли человек имеет возможность подавлять свои страхи, а с ними и все негативные эмоции. Это всегда происходит, когда сознание оздоровляется принятием к исполнению нравственных заповедей и следованием высшей цели человеческой личности.

Тогда, по мере обретения человеком веры, надежды и любви, буйство эмоций преобразуется в благочестивое смирение, которое Федор Михайлович Достоевский не для красного словца называл страшной силой, то есть силой духа; и которое является главным критерием душевного равновесия.



ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ

ДУШЕВНЫЕ СИЛЫ

Энергия любви

Итак, мы уже знаем, что уровень биосоциальных потребностей человека соответствует "нижнему этажу" сознания – желательно-чувственной периферии души, которая смиряется под давлением воли, под властью ума. И этим смирением достигается душевное равновесие.

Совесть укрепляет ум и усиливает волю. Под прессом здорового (цельного) сознания рассеянные кванты эмоциональной энергии группируются, уплотняются и, таким образом, преобразуются в устойчивые положительные чувства.

При осознании человеком его высшей цели и устремленности воли к достижению всеобщего блага, положительные чувства укрупняются и крепнут, поглощая остатки негативной эмоциональности.

К этим высшим (сугубо человеческим) чувствам относятся: милосердие и сострадание, щедрость и отвага, чувство долга и справедливость. Им сопутствуют терпение, смирение, прощение обид и прочие известные добродетели, которые, в свою очередь, интегрируясь, возводят душу человека к любви - вершине всех положительных эмоций и чувств.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34