Библиотека >> Наша душа. онтология психической реальности

Скачать 67.82 Кбайт
Наша душа. онтология психической реальности



Здесь можно согласиться даже с "резервными структурами", ибо в динамике жизни они обретают определенную осязательность.

Дегенерацию мозговой ткани, вызываемую умственной ленью, можно сравнить с телесной дистрофией, обусловленной недостатком питания и мышечной подвижности (гиподинамией). И добавить к тому, что если для физического здоровья полезны систематические упражнения, рациональное питание, очищение от шлаков и токсинов (ядов), то это же необходимо прежде всего на душевном уровне.

Не "бытие определяет сознание" и не "в здоровом теле – здоровый дух", как измышлялось в давно уже не актуальных поговорках, а совсем наоборот. Высокая умственная и нравственная активность статистически достоверно продляют жизнь людей, готовых всегда учиться и творить добро.

Данный феномен был выявлен психологами ЛГУ, в результате многолетних наблюдений за группами взрослых испытуемых, восполнявших пробелы среднего образования, прерванного войной. Через много лет, при сравнении контрольных групп – "пассивных" – т. е. не учившихся, и "активных" – продолжавших учебу, не останавливаясь на достигнутом, – оказалось, что "активные" в целом значительно превзошли "пассивных" в продлении своей молодости и долголетия.

Таковы факты, однако выводы из них могут быть неоднозначными, и это видно из вышеизложенного. Мы же, следуя в русле онтологических воззрений, перейдем теперь к рассказу о душе в категориях, соответствующих этим воззрениям.


ГЛАВА ТРЕТЬЯ

СОЗНАНИЕ И БЫТИЕ

Основные понятия

Сославшись в первой главе на учение Святых Отцов, мы обещали расширить и уточнить предварительное общее определение. И потому, переходя к рассмотрению субстанции эфирных духов, к роду которых относится наша душа, мы не можем обойти вниманием именно святоотеческое определение.

"Душа есть сущность живая, простая и бестелесная; невидимая, по своей природе, телесными очами, бессмертная, одаренная разумом и умом, не имеющая определенной фигуры; она действует при помощи органического тела и сообщает ему жизнь, возрастание, чувство и силу рождения. Ум принадлежит душе, не как что-либо другое, отличное от нее, но как чистейшая часть ее самой... Душа, далее, есть существо свободное, обладающее способностью хотения и действования; она доступна изменению и, именно, изменению со стороны воли, как это свойственно тварному существу. Все это душа получила естественно по благодати Создавшего, по которой получила и бытие, и определенную природу".

В книге Св. Иоанна Дамаскина "Точное изложение Православной веры" (М., 1992, стр. 50) данное определение приводится со ссылкой на Св. Максима Исповедника. В дальнейшем оно послужит нам онтологическим ориентиром, вне зависимости от формы прочих сообщений и обращений к самым различным авторам прошлого и современности.

Итак, еще в древности греческими философами (в частности, Гераклитом) было замечено, что движение есть главное свойство всего сущего во Вселенной. Со временем этот тезис стал достоянием науки. Не противоречит он и Христианской Онтологии, но с одной уточняющей поправкой: движением и соответствующей изменчивостью характеризуется только относительный (тварный) мир. И этим он отличается от Абсолютного Бытия Творца.

Безначальный, вечно живой. Самосовершенный Бог ни в чем не изменяем и непоколебим. Он постоянен как математическая бесконечность, у которой ничего нельзя отнять, и к которой нечего прибавить. Все конечное (ограниченное, временное) изменяется и движется в своих пределах (пространства и времени) относительно беспредельности Бога. Это в равной степени справедливо для движения микрочастиц, дыхания жизни (биологических процессов) и действия мысли (движения духа). Бог же есть Абсолютный Дух. В Нем нет ничего свойственного тварям, даже духовного эфира, составляющего субстанцию (ткань разума) богоподобных сущностей – ангелов и человеческих душ.

Для нас (тварных духов) непостижимы ни Божественный Ум, ни совершенное знание Творца. Но то, что нам дано в богоподобии разума, именуется сознанием, то есть "знанием" с приставкой "со". Знанием сотворенным, соответствующим, совместным и согласным со всезнанием Бога; с Его всеведением, ибо "весть" по-славянски означает "знание". Таким образом, совесть является высшей формой сознания, как наиболее согласная с Благой Вестью (Евангелием) Творца. С той вестью, что Ангелы (вестники, по-гречески) передают, нисходя по ступеням "Небесной Иерархии" с запредельных высот духовного мира (неба) до последних пределов материи (земли) в виде ее элементарных частиц и квантов света (фотонов).

Земной физический свет наиболее подходит для сравнения с небесным эфиром (светом разума). Поэтому не случайно "Небесное воинство" именуется Ангелами света, и даже о Самом Создателе Священное Писание говорит: "Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы" (1 Посл. Иоанна, гл. 1, ст. 5).

Под "тьмой" здесь понимаются как небытие, которого, естественно, нет в Абсолютно Сущем Боге, так и зломыслие, несовместимое с совершенной Благостью Божественного разума! Ибо там же сказано: "Бог есть любовь" (1 Посл.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34