Библиотека >> Наша душа. онтология психической реальности

Скачать 67.82 Кбайт
Наша душа. онтология психической реальности

А полное исцеление наступает уже по мере обильного стяжания благодати в таинствах Православной церкви (Крещения, Миропомазания, Исповеди, Причастия и др.).




Совесть и ум

Количество совести прямо пропорционально уровню личности. Любая нравственная неполноценность (даже ничтожно малая) становится отклонением от сознательной нормы и выступает (хотя и незаметно) как симптом душевной болезни. Выдающийся русский психиатр профессор В. Ф. Чиж рассматривал душевное равновесие Православных праведников в качестве эталона психического здоровья.

Уровень личности ниже святости уже не является совершенным, хотя и считается практически нормальным. Что же касается дальнейшего снижения уровня, то оно ведет к развитию малодушия, со всеми вытекающими последствиями, вплоть до развития психических патологий.

Провалы ума в пустоты бесплодных мечтаний и призрачных фантазий, несобранность воли, дробление высоких чувств на эмоциональные всплески есть не что иное, как нарушение целости сознания.

Любое зло, любой безнравственный поступок (грех), скверные слова и мысли на светлом фоне души проявляются как темные пятна (трещины, разрывы и т.д.), именуемые помрачениями сознания.

Крупные помрачения – "душевные бури" – становятся объектами наблюдения психиатров. Но незаметно целостность сознания нарушается даже при самых малых затмениях благодатного света.

Если на обличающий голос совести душа, образно говоря, "затыкает уши" или "зажмуривается", чтобы не видеть своего зла, высвеченного совестью, то она экранирует себя от непрерывного потока благодати. Питание души Божественным светом прерывается, иногда надолго. Не принимая вести (знания), душа теряет и сознание, о чем уже говорилось выше.

Без восприятия нет ощущений. Без ощущений не возникают представления, следовательно, не формируются понятия. От внешних восприятий мозг человека получает не больше, чем мозг животного, которое так же видит, слышит, осязает и обоняет (в ряде случаев лучше людей). Поэтому, отказываясь от нравственных усилий, ограничивая себя плотским потребительством, в том числе и потреблением знаний, человек опускается сначала духовно (не чувствуя связи с Творцом), а затем падает душевно (перестает чувствовать душу ближнего). На бытовом языке это именуется бездушием или "окаменелостью сердца".

Общая бездуховность и слабодушие приводят к тому, что множество людей, способных еще запоминать цифры, читать и писать, постепенно теряют способность к постижению смысла того, о чем они говорят и пишут. Оперируя формулами и пословицами, многие считают себя уже достаточно умными на основании некоторых ограниченных знаний. Однако еще Гераклит заметил, что "многознание не научает уму". Не говоря уже о малознании (невежестве).

Недостаток совести подрывает и расшатывает нравственную память (фундамент интеллекта). Монолит ума без "цемента совести" разваливается на фрагменты (интеллектуальные блоки). До времени они могут оставаться весьма крупными, если природные способности значительны, но умным (целомудренным) такой "интеллектуал" уже не будет. Именно этим объясняется, почему люди одаренные, даже в чем-то выдающиеся, творят порою великие глупости, совершают подлости, становятся преступниками и извращенцами. А в итоге жизни впадают в жестокий маразм.

Повторяем, это люди с хорошими интеллектуальными задатками. Что же касается низкоодаренных, то при бессовестном образе жизни деменеция развивается у них значительно раньше. При невнимательном, и тем более неправильном воспитании, задержка психического развития (ЗПР) чревата для запущенного ребенка сохранением слабоумия на всю жизнь.

Комплекс маугли

В психиатрии умственная недоразвитость в первые три года жизни отождествляется с врожденной олигофренией (страданием за грехи родителей). Далее следует уже деменеция (приобретенное слабоумие), в чем родители больного так же, как правило, не безучастны.

Если малыш до трех лет не услышит человеческой речи, то умственная отсталость становится неизбежной в любом случае. У олигофрена развивается так называемый "комплекс маугли".

Примером для названия здесь служит не популярный герой сказки Р. Киплинга (якобы разумный), а реальные случаи воспитания детей в стаях волков. Будучи пойманы взрослыми, эти настоящие "маугли" не могли уже научиться говорить и понимать человеческую речь. И жили они очень недолго, как и прочие клинические олигофрены, ибо неполная реализация способностей, оборачиваясь недоразвитием мозга, ведет к резкому сокращению срока жизни. В то же время постоянное упражнение ума и, особенно, нравственное стимулирование памяти (воздержание от зла) статистически достоверно продляют молодость и долголетие.

Это подтверждают и антропологические исследования. Мозг дикаря в среднем весит 1250 г. Старятся дикари значительно раньше, чем люди культурные (воспитанные в системе культовых ценностей, прежде всего Христианских), у которых индекс мозга составляет около 1400-1500 г.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34