Библиотека >> Уроки соционики, или Самое главное, чему нас не научили в школе

Скачать 270.73 Кбайт
Уроки соционики, или Самое главное, чему нас не научили в школе

Он чаще описывает мотивы и намерения персонажа, обсуждает его (и свои) побуждения и состояния. Жесты интровертов более экономны, личное пространство более компактно.
Первые постигают мир от внешних проявлений к внутренним свойствам, вторые — от внутренних процессов к внешним проявлениям. Оба эти подхода обеспечивают успешное выживание и поставляют в социум одинаково ценную информацию.
* * *
Эпизод из архива 2.
Обсуждение признака экстраверсия — интроверсия прошло достаточно живо. Ира (БАЛЬЗАК) рассказала, что на работе она сидит спиной к остальным и это ей позволяет отсторониться. А Костя (ГАМЛЕТ) сказал, что если бы он сидел лицом к стене, то рехнулся бы или свернул шею, оглядываясь на каждый шорох.
Наташа (МАКСИМ) сказала, что ей надо выходить на улицу, чтобы походить среди людей. Видимо, у МАКСИМА это связано со слабой интуицией возможностей. Нужно каждый раз на практике убеждаться, что мир еще существует.
* * *
Теперь можно подвести итог всему, что мы узнали. Изучены четыре пары признаков, присущих всем людям без исключения. Будучи независимыми друг от друга, они являются системой координат того четырехмерного информационного пространства, в котором можно определить соционические типы. Из комбинаторики мы знаем, что четыре пары независимых признаков дают 16 вариантов сочетаний.
Попробуем представить себе типы как точки в этом пространстве с координатами, соответствующими своему набору изученных нами признаков. Тогда весь социон (все 16 типов) предстанет перед нами как четырехмерный куб со своей богатой геометрией. Мы фактически имеем дело со структурой, внутри которой есть свои закономерности и связи между элементами. И, как во всякой системе, мы начинаем открывать в ней все новые и новые свойства, которые не сводятся к сумме свойств ее частей.
Еще раз подчеркнем, что юнговский базис — не просто набор из описаний типов, не разложение людей по 16 корзиночкам с наклейкой ярлыков. Это система координат в особом пространстве. Она дает нам возможность увидеть новые, важные связи между элементами, помимо тех, которые были положены в основу классификации. И мы откроем много нового о типах и их взаимодействии, изучая эту структуру.
Рейнинские признаки и малые группы, геометрия интертипных отношений, искажения типа, возрастное наполнение функций — все это и многое другое не описано в данной книге и не входит в курс первой ступени. Но базис, на котором построено здание соционики, — базис Юнга — наши студенты к концу курса будут знать наизусть и свободно ориентироваться в нем.
Попробуем привести в порядок те признаки, которые мы изучали в течение четырех занятий.
Признаки логика — этика и сенсорика — интуиция будем называть соционическими функциями человека. Причем логика и этика относятся к классу рациональных функций, а сенсорика и интуиция — к классу иррациональных функций. Кроме того, каждая из этих четырех функций может выступать как в экстравертном, так и в интровертном варианте.
Таким образом, получается восемь функций, которые в соционике принято обозначать следующими символами и названиями.
Экстравертные
(внешний поток информации) Интровертные
(внутренние отношения объектов)
логика действий Рациональные структурная логика
этика эмоций этика отношений
волевая сенсорика Иррациональные сенсорика ощущений
интуиция возможностей интуиция времени
Эти восемь символов открыли дорогу построению моделей типов информационного метаболизма человека. Здесь лежит отличие соционики от типоведения — описательного знания, развиваемого на Западе учениками К. Г. Юнга.
Именно аналитическое моделирование процесса работы человека с информацией позволило по-новому взглянуть на проблемы самоидентификации и взаимопонимания, увидеть, зачем мы нужны друг другу, переосмыслить расхожие рецепты, получить основания для вполне осознанной толерантности... Трудно перечислить то новое, что соционика приносит в нашу жизнь, а ведь можно сказать, что это почти начало. Исследования продолжаются.
Любопытный, хотя и не редкий случай подкинула нам судьба. На тестирование пришла супружеская пара — Саша (БАЛЬЗАК) и его жена Лена (ДЖЕК).
Интересно, что Лену, у которой тип был выражен чисто, ребята распознали за 15—20 минут. А Саша постоянно уходил от прямых ответов, демонстрируя оригинальность мысли и остроумие. Ребята растерялись. Информация была нечеткой, тип не проявлялся.
На это есть причины. Дело в том, что в конкретных обстоятельствах нашей действительности от мужчины ожидается сильная воля. Никто не считается с тем, что половина из них — интуиты, которые обладают другими достоинствами, в частности, даром предвидения. В таких обстоятельствах интуитивные мужчины вынуждены имитировать сильную сенсорику, как умеют. А у нас возникают трудности с определением типа.
Ведь если человек не развивает свою интуицию и не работает по ней, ее трудно отыскать. А бутафорская сенсорика не убеждает, по крайней мере, людей сенсорного типа, которые чувствуют в этом что-то ненастоящее. Ни у интуитов, ни у сенсориков не складывается четкого представления о признаке как о «своем».

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142