Библиотека >> Уроки соционики, или Самое главное, чему нас не научили в школе

Скачать 270.73 Кбайт
Уроки соционики, или Самое главное, чему нас не научили в школе


Похоже, что и в сфере информации мы сейчас подошли к пределу возможностей отдельного человека усваивать самые разнообразные сведения в требуемых количествах. Исчерпаны возможности того, что можно назвать «информационным натуральным хозяйством». Применение принципов специализации и коммуникации на уровне информационных взаимодействий означало бы отказ от претензий на индивидуальную универсальность и переход к информационному разделению функций и умению встроиться в команду без потерь для самооценки.
На самом деле, если посмотреть непредвзято на то, что происходит в современной жизни, становится ясно, что специализация по видам деятельности реально существует, причем детей начинают приобщать к ней очень рано. Даже детские сады зачастую специализируются на тех или иных видах развития детей. Что уж говорить о школах. Многих детей с ранних лет начинают учить языкам, музыке, балету, отдают в спорт, обучают другим навыкам, необходимым для их дальнейшего профессионального роста в избранной родителями области.
Здесь возникает две трудности. Первая связана с тем, что наша реальность давно уже расходится с тем идеалом всестороннего развития личности, который мы все еще лелеем в своей душе.
Несмотря на то что от специализации никуда нельзя уйти, мы продолжаем обманывать себя, с упоением примеряя идею всестороннего развития личности на наших детей. Зачастую пятилетний ребенок «отрабатывает» эту идею в четырех—шести разных кружках и музыкальной школе. Когда же он идет в школу и времени становится еще меньше, приходится выбрать что-нибудь одно. При этом и у ребенка, и у родителей остается ощущение того, что они предали прекрасную идею всестороннего развития личности и ребенок теперь будет недоразвитый. Все это вольно или невольно порождает чувство вины и зависть к тем, кто специализируется в областях, которые наш ребенок вынужден был бросить.
Вторая трудность связана с проблемой выбора рода занятий в детстве и дальнейшей специализации ребенка после окончания школы. Из чего исходят родители сейчас? Из своего опыта, из своих собственных способностей и склонностей, из наличия знакомых в приемной комиссии, из абстрактных соображений о престижности профессии, из своих представлений о том, какая профессия может дать сегодня стабильный высокий заработок. Такой подход нельзя назвать грамотной профориентацией.
Все это не имеет никакого отношения к реальным возможностям ребенка, его творческим способностям. На сегодняшний день только соционика может выявить информационную структуру психики человека и направить его по пути максимального развития и творческой реализации заложенных в нем способностей. Если их не учитывать, то неизбежна перегрузка слабых функций, которая обернется угасанием интереса к жизни, неврозами и комплексами. Распространенное мнение, что человек за хорошие деньги способен выполнять любую работу, является не более чем заблуждением, не выдерживая проверки практикой.
Таким образом, совершенно очевидно, что назрела необходимость применить эти два принципа — специализации и коммуникации — к информационной сфере нашей жизни. Это позволит нам выйти из очередного тупика. Ведь необходимость усваивать нарастающую лавиной информацию совершенно явно входит в противоречие с ограниченным ресурсом одного человека.
Даже на бытовом уровне пережитки морали эпохи натурального хозяйства заставляют нас по-прежнему оценивать себя и друг друга по широте ремесленных навыков. Мужчина, не владеющий столярным инструментом, или женщина, не умеющая шить или готовить, вызовут, как минимум, легкую иронию. Но ведь они могут быть специалистами высокого класса в нужных нам областях, где мы рады будем заплатить большие деньги за их услуги.
А на самом деле общественный прогресс происходит не потому, что все выучились и делают одно и то же. А потому, что кто-то смог понять в мире то, чего не поняли другие, освоить это и привнести в социум. В то время как эти другие осваивают свою область, недоступную кому-то еще. При этом все заинтересованы в том, чтобы пока кто-то «в разведке», его тыл был обеспечен нашими заботами. И так должен быть поддержан и прикрыт каждый человек, когда он, ведомый своим талантом, отправляется на поиски нового.
Однако идея информационного разделения труда встречает бурное сопротивление со стороны приверженцев идеала эпохи Возрождения. Но давайте, наконец, отдадим себе отчет в том, что этому идеалу уже больше трехсот лет! Облик цивилизации разительно изменился: одежда, транспорт, научные представления, сословные отношения, быт, способы общения — все совершенно другое. Почему же этот идеал так прочно застрял в наших головах и до сих пор не претерпел никакой коррекции?
Его несостоятельность демонстрирует себя на каждом шагу, и он тормозит дальнейшее развитие общества. Но мы не даем себе труда осознать это, уточнить наши представления и понять, на что же нам необходимо ориентироваться в жизни.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142