Библиотека >> Беседа с аббатом бартелеми о молитве, боге, душе, будущей жизни и пр.
Скачать 18.6 Кбайт Беседа с аббатом бартелеми о молитве, боге, душе, будущей жизни и пр.
Велика ли тут ваша заслуга?
Аббат. Потому я и благословляю провидение. Дидро. И вы правы, аббат. Я как неверующий лишен этой удачи... Но, простите меня... Простите мне мои вопросы... Вы знаете, я очень несдержан и говорю все, что приходит мне в голову. Аббат. Что касается меня, то я живу вдали от всяких споров. Я работаю и общаюсь больше с мудрецами Афин, и Рима, и даже Палестины, чем с моими современниками. Дидро. Работать... Да! Вот наш жребий и паше назначение здесь, на земле. Стараться оставить после себя больше знаний и счастья, чем их было раньше, улучшать и умножать полученное нами наследство — вот над чем мы должны трудиться! И добавлю: надо делать возможно больше добра и избавлять возможно большее число людей, всех, встреченных на нашем жизненном пути, от страданий. Прежде всего надо быть добрым. Труд и доброта — вот мои единственные догматы веры, аббат. Остальное? Мне нет дела, мне нет никакого дела до всего бесконечного, так же как и Гольбаху. Когда и кем был создан мир? Где мы будем после нашей смерти? Что будет с нами? Все эти вопросы которым вы придаете такое большое значение, нисколько не мешают мне спать. И никому вот уже сотни и тысячи веков не только не удалось их решить, по даже хоть немного уяснить. Итак! Бог душа, загробная жизнь — я верю и не верю в это. Я отбрасываю эти вопросы, я живу этой жизнью и вместе со Спинозой считаю, что всякое размышление о потустороннем и о смерти — бесполезное, тщетное и унизительное занятие. Аббат. О, мой бедный Дидро! Как мы с вами не сходимся. Наоборот, разве истинная мудрость не есть вечное размышление о смерти, как поучительно доказал это нам Бурдалу? Дидро. Да благословит его бог! Что касается меня, то мой взгляд недостаточно остер и зорок, и я ограничиваюсь настоящим, тем, что я есть, и тем, что я вижу; и оттого, что я не узнаю, что думать о существовании верховного существа и о бессмертии души, я испытывал огорчение не больше, чем от того, что у меня нет двух голов, трех рук или четырех ног. Я беру жизнь как она есть, стараясь прожить ее настолько честно, скромно а приятно, насколько это мне под силу. И если позднее,— во что, признаться, я не верю,— мне суждено по ту сторону Стикса встретить некоего судью, то я полагаюсь на его мудрость и милосердие. Он не накажет меня за незнание, за мое смирение, а также за мою смелость. Иначе я имел бы право сказать ему: “Господи, ты должен был выражаться яснее. Виновен ли я, если не умею отгадывать загадок? Мог ли я думать, что для продвижения в том мраке, куда ты меня погрузил, я должен был с самого начала потушить мой tnm`p|, мой светоч, мой маленький огарок, этот бедный, слабый разум, которым ты же меня и одарил?” -------------------------------------------------------------------------------- | ||
|