Библиотека >> Беседа с аббатом бартелеми о молитве, боге, душе, будущей жизни и пр.
Скачать 18.6 Кбайт Беседа с аббатом бартелеми о молитве, боге, душе, будущей жизни и пр.
Мы полагаем, что самая большая услуга,
которую можно оказать людям, заключается в том, чтобы научить их пользоваться своим разумом и считать истинным то, что они могут проверить и констатировать. Вы ведь должны признать, не правда ли, что чем больше просвещен и развит народ, тем быстрее слабеет и исчезает в нем вера в сверхъестественное. Большая или меньшая степень веры в сверхъестественное всегда определяется той или иной ступенью цивилизации. Посмотрите, что представляют собою дикари, с которыми встретился Бугенвиль. У них все связано с колдовством, магией, волшебством, чудом. А ведь у нас чудеса стали довольно редким товаром, аббат, несмотря на падкость толпы на чудесное и непостижимое! Чудеса там, где в них верят, и чем больше верят, тем чаще они случаются. Не так ли? Видите ли, дорогой аббат, когда вступают в это царство сверхъестественного, исчезают все границы, и ты не знаешь, куда идешь и что встретишь. Один уверяет вас, что он пятью хлебцами накормил пять тысяч человек. Прекрасно! Завтра, глядишь, другой станет вас уверять, что он накормил одним-единственным хлебцем пятьдесят тысяч человек, а послезавтра третий возьмется m`jnplhr| воздухом пятьсот тысяч. Ладанки, носимые на шее, и другие амулеты охраняют нас от всякого несчастного случая и излечивают от всех болезней. Чтобы успокоить припадки бешенства у одной из этих сумасшедших женщин, которых называют “бесноватыми”, прибегают к клистиру из святой воды, к этому вернейшему средству! Во многих наших деревнях достаточно пронести по улице мощи какого-нибудь святого, несколько обломков костей,— в Бургундии, например, мощи святого Потенция,— чтобы выглянуло солнце или пошел дождь, стало бы жарко или, наоборот, прохладно. А как вам правится святой Дионисий, который шествует, держа в руках свою отсеченную голову,— фокус, который у него спешит заимствовать святой Савиниан, после того как его обезглавил император Аврелий. А святой Николай! Он, оказывается, начал поститься со дня своего рождения: по средам и пятницам он сосал грудь своей кормилицы только раз в день. А эта благочестивая знатная дама, которая забеременела в отсутствие мужа? Святая, имя которой она носила, свершила с божьей помощью чудо: у дамы не только исчезла беременность, по эта беременность перешла на упомянутую святую,— не помню уже, святую Пелагею или какую-то другую,— которая таким образом взяла на себя грех или, вернее, последствие греха. А что вы думаете о двух черепах святого Панкратия, память которого почитается и празднуется в двух соперничающих друг с другом церквах: один череп принадлежал Панкратию, когда ему было 22 года, а другой — когда ему было 36 лет. Нет ничего более развлекательного, дорогой аббат, чем чтение житий святых, и у меня часто было желание описать все это... Но это уже сделано: мы имеем “Золотую легенду”. Аббат. Но никто не заставляет вас верить ей. Дидро. Позвольте. Этот вздор преподносят нам ваши самые знаменитые агиографы. Аббат. Это не догматы веры. Дидро. Ага, вы уже и отступаете, аббат, вы прячетесь. Если можно выбирать между всеми вашими чудесами... Аббат, Конечно, можно и даже нужно. Дидро. Попробуйте убедить в этом наших деревенских священников! Сколько у них этих самых святых Потенциев! И даже все ваши непреложные догмы: ваш бог в трех лицах; ваши злые ангелы, которые восстают против своего творца и пытаются свергнуть его с трона; ваша Ева, созданная из ребра Адама; ваша пресвятая дева, которую посещают молодой человек и голубь и которая беременеет, но не от молодого человека, а от птицы; пресвятая дева, которая родит и остается девственницей; этот бог, который умирает на кресте, чтобы умилостивить бога, а затем воскресает и возносится на небо (куда на небо?), — все это, дорогой аббат, мифология, язычество, всему этому та же цена, что и мифам об Уране, Сатурне, Титанах, о Минерве, выходящей в полном вооружении из головы Юпитера, о Юноне, забеременевшей от Марса только потому, что она вдохнула запах цветка, об Аполлоне-Фебе, управляющем колесницей солнца... Все это один и тот же бред. Наш друг Гольбах охотно заявляет, что “сверхъестественное его не интересует”. Оно ничего не говорит ему: это заблуждение и безрассудство. Думать, что простыми словами, то есть сотрясением воздуха вследствие движения языка, можно изменить законы природы, то, что называют велениями судьбы,— разве это не безумие, в самом деле? Аббат. Да нет же, философ, нет. Ведь эти слова обращены к bepunbmnls существу, ко всемогущему, бесконечно совершенному, бесконечно доброму отцу, который выслушивает их и запоминает... Дидро. И который внемлет им? Пусть будет так! И вот вам пример: несчастная женщина, которую мы видели в церкви св. | ||
|