Библиотека >> Беседа с аббатом бартелеми о молитве, боге, душе, будущей жизни и пр.
Беседа с аббатом бартелеми о молитве, боге, душе, будущей жизни и пр.
Д. Дидро
БЕСЕДА С АББАТОМ БАРТЕЛЕМИ О МОЛИТВЕ, БОГЕ, ДУШЕ, БУДУЩЕЙ ЖИЗНИ И ПР. Дидро. Я полагаю, аббат, что вам не захотелось бы разговаривать с кем-нибудь, кто никогда не отвечал на ваши вопросы? Аббат, Конечно. Дидро. Ну, а когда вы молитесь, то есть обращаетесь с речью к богу или деве Марии, какой ответ вы получаете? Аббат. Я и не жду ответа. Дидро. Но к чему же тогда разговаривать? Аббат. Вы ошибаетесь, дорогой философ. Вы смешиваете два понятия. Молитва — не разговор. Дидро. Что же это? Монолог? Аббат. Да, если хотите. Это восхождение нашей души к богу. Это — излияние чувств перед ним, это — доказательство и дань нашей любви и нашей благодарности ему; очень часто это — также просьба, мольба. Дидро. Но какова цель такой просьбы? Где гарантия ее выполнения, раз она всегда упорно и неизменно остается без ответа? Словом, дорогой аббат, ваш бог — это вечное безмолвие,— так, кажется, сказал Флешье. Вы никогда не слышите его голоса. Вы напрасно будете взывать к нему: “Отче! Отче! Сжалься! Прости! Умоляю тебя!..”. Как бы ваши молитвы ни были пламенны и пылки, умилительны, трогательны и убедительны, вы никогда даже не узнаете, дошли ли они до него. Вы никогда не услышите, чтобы этот милосердный отец, к которому вы так страстно взываете о помощи, ответил вам: “Дитя мое!” Помните женщину, которую мы как-то видели в церкви св. Роха распростертой перед статуей богородицы? Она молилась, плакала, рыдала... Это раздирало душу. Вы были так растроганы, что подошли и заговорили с ней. Аббат. Вспоминаю. Она молилась за свою пятнадцатилетнюю дочь, которая умирала. Дидро. И как она молилась и рыдала! Несчастная! Ее скорбь тронула бы камень. Но каменная богородица даже не повела бровью, не сдвинулась... по крайней мере, мы этого не заметили... Ну, а ребенок? Был он спасен? Аббат. Нет, он умер, и как раз в то самое время, когда его мать стояла на коленях в церкви. Дидро. Бог, вероятно, спешил призвать к себе эту молодую душу. Ему не хватало ангелов. Аббат. Может быть. Но ее душа, конечно, взошла на небо. Это было милостью, оказанной ей богом. Дидро. Кому — ей? Матери? Аббат. И матери, и девочке — обеим. Разве мы знаем, что нам нужно? Разве всемогущий бог в своей бесконечной мудрости не знает лучше нас самих, что является благом для нас? Дидро. Почему we он нам этого не скажет? Зачем было допускать, чтобы эта бедная женщина плакала, рыдала и корчилась от боли? Вы помните? Это раздирало душу, это было ужасно. А ведь достаточно было одного слова: “Я призываю к себе тех, которым оказываю предпочтение. Возрадуйся поэтому, женщина, вместо того, чтобы предаваться отчаянию...” Аббат. Да, это сущая правда. Это именно так. Дидро. А вот этого-то несчастная мать не допускала и не понимала. И сколько других матерей находятся в том же неведении; они предпочитают сохранять своих детей при себе в этой долине слез, чем видеть, как возносятся они m` небеса. И когда я говорю: “видеть, как они возносятся”,— это только слова, способ выражения, так как мы ровно ничего не видим... Веки закрываются, голос слабеет и угасает, разум затемняется и исчезает, никакого больше движения, ничего больше... Аббат. Для вас, Дидро, смерть действительно является концом всего. Дидро. Не вынуждайте меня говорить об этом, аббат. Не будем заходить так далеко. Хотя я могу с успехом возразить, рассказав вам известную легенду по поводу воскрешения Лазаря. “Что ты видел там, после своей смерти?” — “да ничего, учитель. Там нет ничего”,— отвечает Лазарь. И Иисус шепчет ему на ухо: “Да, там ничего нет, но не говори об этом никому”. Аббат. Это легенда, конечно! Чистейшая легенда! Дидро. Согласен. Но что касается меня, я признаю только то, что вижу. О пашей же душе, о ее сущности, происхождении, о том, что будет с нею после нашей смерти, и прежде всего о том, действительно ли мы обладаем душой — так как, в конце концов, я этого не узнаю,— я ничего не могу утверждать. И мне кажется, что те, кто так легко и охотно говорят об этих вещах с амвона, знают не больше меня. Аббат. Однако если вы отрицаете существование души... Дидро. Я ничего не отрицаю. Я не знаю. Аббат. ...тогда вы должны отрицать и существование бога. Дидро. Нет, это не причина. Но еще раз повторяю, аббат: я ничего не хочу отрицать. Я всего-навсего несведущий человек, который, однако, настолько искренен и смел, что не боится сознаться в своем незнании. Я имею смелость заявлять: “Я не знаю”. И я замечаю, что мы постоянно рассуждаем о многих вещах, которых не только не знаем, но и не можем знать, так как они находятся за пределами нашего разума. А это обстоятельство, скажем в скобках, должно бы убедить нас в их бесполезности, ибо все, что является предметом вечных споров, уже тем самым для нас бесполезно, как недавно писал Вольтер. И в силу какого-то рока именно те вещи, о которых всего больше говорят, менее всего понятны. | ||
|