Библиотека >> Наша душа. онтология психической реальности

Скачать 67.82 Кбайт
Наша душа. онтология психической реальности

Иоанна, гл. 4, ст.8).

Нетварный Божественный Дух, в надмирности Своей, непостижим. Но нам дано знать, что Он Всемогущий Источник духовного света тварей. А тварный (вторичный) свет (колебания эфира) уже есть движение. И к этому движению (потоку мыслей) относится сознание людей.

Всякое мыслительное действие выражается в обдумывании. Мы не знаем (не ведаем), поэтому вынуждены думать. В этом наше тварное несовершенство. Бог, наоборот, знает абсолютно все, и "Бог не обдумывает Своих действий, поскольку обдумывание есть следствие неведения".

Данное определение также взято нами из "Точного изложения Православной веры" (стр. 61). И с этим онтологическим минимумом мы можем приступать к дальнейшим рассуждениям.



Сущность сознания

Процессы нервного возбуждения относятся к деятельности организма. Но они, как нам уже известно, неотделимы от ощущений, присущих непосредственно сознанию.

В силу единства духовной субстанции (эфира) ощущения связаны с появлением образов-представлений, эмоционально переживаемых и запечатлеваемых в памяти. Обозначение образов словами приводит к рождению смыслов и превращает представления в понятия. Все это – в совокупности с запоминанием, оценкой и переработкой информации, построением логических (словесных) систем и явлением умозрительных образов (идей), предполагаемых к воплощению, – составляет суть человеческого мышления.

Разум не может существовать без языка, как впрочем, и язык без разума. Они единосущны и нераздельны подобно Божественным Ипостасям (Лицам) Святой Троицы. И если в Боге Отце заключена вся Его безначальная сущность и всемогущество совершенного Ума, то Сын Божий (рожденный от Отца) есть Слово, творящее образы относительного мира.

Сын Слово является выразителем образа Триединого Бога. А Дух Святой есть исходящая от Отца Всемогущая Сила, материализующая и наполняющая жизненной энергией (благодатью) всевозможные формы творения (креатуры), созидаемые Словом. Единство в Трех Лицах – это как солнце, сущность которого проявляется в образе света и в силе исходящего тепла.

У человека, сотворенного по образу и подобию Бога, образ ума также выражается в слове (мыслительной и речевой способности), а сила духа наполняет энергией душу и тело. Творчество – верный признак богоподобия человека, разум которого отличается от бессознательной психики бессловесных животных именно наличием языка.

Совокупность звуков, не выражающая конкретного образа (не осмысленная), по существу не является словом. Звериный рык, мычание, писки, свистки и прочие естественные звуки служат лишь сигналами к соответствующим инстинктивным действиям. Но они не западают в память в виде понятий; не образуют логических связей, не становятся метафорами или абстракциями.

Разумная душа живет не одним чувственным восприятием. Она сама посылает во внешний мир идеи, исходящие из творческих глубин сознания. И в основе всех идей, всех проектов и начинаний человека лежит слово.

Есть в греческой лексике слово этимон. От него происходит термин этимология – учение об истинном значении слов. На русский язык "этимон" переводится как истина или первичное, исходное слово, от которого происходят все слова человеческих языков. И, надо полагать, от него же имеет начало все сущее, ибо "в начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог" (Еванг. от Иоанна, гл. 1, ст. 1).

Слово как фундаментальный фактор сознания неизменно предшествует всякому действию, волеизъявлению, переживанию. И всегда любое слово, произнесенное хотя бы мысленно, оказывается заглавным в неограниченной цепи понятий, объясняющих и дополняющих его смысл.

Пекарь, например, при слове "хлеб" уже знает про поле и про посев, про обмолот зерна и про мельницу, про муку, воду и дрожжи, про топливо и печь, и про всю технологию хлебопечения. Знает, что сделано, что требуется сделать, что имеется в наличии, чего не хватает; зачем все совершается, и к чему (добру или злу) это относится. А зная разницу между добром и злом, он уже чувствует отношение к данному явлению, в соответствии со своей совестью.

Вот таким совокупным знанием – сознанием отличается разумная душа от рефлекторной (чисто отражательной) психики бессловесных. Причем, если знание пекаря является плодом обучения и многолетнего опыта, то совесть его (высшая форма сознания) есть "голос Бога в душе", как очень точно определили Святые Отцы. Она может быть дана человеку как природный дар, например, за праведность родителей; может быть разбужена в детстве благодаря правильному воспитанию; и может быть стяжаема собственными усилиями на ниве благочестия.

Во всех случаях, пробуждение совести – великое благо для человека, а потеря ее (попытка заглушить) – страшная беда. Ибо, если мы помним, что "совесть" и "сознание" - синонимы, то не должны забывать и о другой, отрицательной паре синонимов. "Бессовестный" – не только можно, но и нужно понимать буквально, как "бессознательный" (неразумный, глупый).

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34