Библиотека >> Наша душа. онтология психической реальности
Наша душа. онтология психической реальности
Георгий Михайлов
НАША ДУША ОНТОЛОГИЯ ПСИХИЧЕСКОЙ РЕАЛЬНОСТИ От автора ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРЕЛЮДИЯ Определение Психическая реальность СОЗНАНИЕ И МОЗГ Исторические парадоксы Мировоззренческие коллизии СОЗНАНИЕ И БЫТИЕ Основные понятия Сущность сознания Природа сознания Психика бессловесных ДУШЕВНЫЕ СИЛЫ Энергия любви Добро и зло Триада страстей СОСТОЯНИЕ ДУШИ Структура личности Становление человека Последствия малодушия Совесть и ум Комплекс маугли Начало мудрости АЗЫ ОНТОЛОГИИ Вера и знание Духовный мир Свет и тьма Потерянный рай Искупление ДУША И ТЕЛО Живой магнит Образ и подобие Предварительный суд ПСИХОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯ Психосоматика Цена ощущения Резервы души Внутренний разрыв Плоды увлечений ОПТИМИСТИЧЕСКИЙ ФИНАЛ Разум и долголетие Врата вечности Заключение Юрий Петрович Михайлов НАША ДУША. Онтология психической реальности Под духовной редакцией протоиерея Владимира Цветкова СПб: Изд. Общества Русской Православной культуры Свт. Игнатия (Брянчанинова), 1997. © Ю. П. Михайлов, 1997 От автора Эта книга представляет собой обзор сведений о человеческой душе: о природе и сущности сознания; о становлении личности; о развитии ума; о структуре духовной организации человека. Но прежде всего, это рассказ о том, что душа у нас есть. И она не менее реальна, чем физически ощущаемое тело. О временном благополучии плоти многие из нас пекутся так ревностно, что упускают из виду главное – заботу о своей вечной душе. А многим вообще до сих пор неизвестно, что от состояния духа напрямую зависят и самочувствие, и время земной жизни, и сами условия существования, возникающие как бы случайно, а также личная судьба и посмертная участь каждого из нас. Без нормального питания, регулярного очищения, развивающих упражнений организм, как известно, истощается, слабеет, заболевает. Душа тоже нуждается в очищении от зла, в благодатной духовной пище, в умственных и нравственных упражнениях, укрепляющих силы сознания. Тело рискует погибнуть при несоблюдении человеком защитных ограничений: "правил уличного движения", "техники безопасности", нормативов общества, законов природы. Духовное (нравственное) беззаконие приводит к худшему: к личностной деградации, именуемой гибелью души. Потеря совести в любом возрасте чревата развитием "комплекса малодушия", с вытекающими последствиями: слабоумием, слабоволием, бессилием. О том, как избежать этого при воспитании детей, как уберечь потомство от врожденных (генетических) пороков, сохранить свои силы и разум на многие годы, не стать жертвами "духовных вампиров" (сектантов, колдунов, бесноватых "целителей" и пр.) также говорится в данной книге. Кроме того, в ней упоминается об истории научных исследований в области психологии; об отрицании и утверждении факта "психической реальности"; о парадоксах и феноменах мозга; об отличии человеческого разума от психики бессловесных животных; о первичности и превосходстве духа над плотью и, наконец, об онтологической (сущностной) основе нашего бытия. Учитывая необъятность темы и неизбежную для многих трудность восприятия некоторых новых сведений, автор старался придать своим сообщениям доступную форму, но не упрощенную, однако, до примитивно-развлекательного уровня. Информационная насыщенность материала предполагает определенную степень умственного напряжения и внимания со стороны читающего. Тем более, что основное содержание текста ориентировано именно на укрепление и расширение сознания – нашего главного душевного богатства. В итоге, по прочтении книги, все, кто проявят реальный интерес к практическому самопознанию, смогут вскоре воочию убедиться в действенности и неотразимой силе непреложного нравственного закона , регламентирующего и благодатно стимулирующего жизнь духа, души и всего человека в целом. ГЛАВА ПЕРВАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРЕЛЮДИЯ Определение Веками вопросы о душе человека и природе сознания волнуют умы исследователей. Более трех тысячелетий мыслители различных философских школ и направлений науки дебатируют о духе и материи, о тайнах жизни и смерти, о бытии Бога и происхождении человека. Меняются взгляды, концепции, гипотезы; к единому мнению полемика не приводит. Современные научные определения не столько отвечают на вопрос о сущности сознания, сколько перечисляют его функции, констатируя и без того очевидные факты психической реальности (бытия души). Что же касается природы психических (душевных) явлений и самой субстанции духа, то здесь мнения исследователей, как и прежде, всецело зависят от их мировоззренческих позиций. Материалисты настаивают на безусловной "физиологичности" человеческой психики, якобы вытекающей из органических процессов в клетках головного мозга. | ||
|