Библиотека >> Наша душа. онтология психической реальности
Скачать 67.82 Кбайт Наша душа. онтология психической реальности
Бывает, что укладывая человека в постель, Господь ограждает его от худшего, например, от гибели в пути, или не дает совершить задуманного преступления (спасает от вечной погибели). Дети страдают за грехи родителей. Будучи невинны сами, они тем не менее искупают злодеяния старших. А те чаще всего этого не замечают и не понимают. Тем более, что и понять это бывает нелегко, ибо грехи прадедов (проклятие рода до четвертого и даже до седьмого колена) могут быть им самим неизвестны, хотя во многом определяют их личные судьбы.
Вообще люди, рассуждая о превратностях судьбы, редко обращают внимание на корень этого слова – суд. Между тем, независимо от наших мнений, этот суд совершается над каждым из нас от рождения до смерти, как предварительный и искупительный акт. Милосердие Божие состоит еще и в том, чтобы многими скорбями и болезнями смирить гордость богоборцев и склонить души их к спасительному покаянию. А непонимание этой простой истины свидетельствует, как правило, о недоразвитости сознания (духовной слепоте). Если же еще вспомнить о детях, то причины детских болезней кроются не только в наследственных пороках. Часто дети болеют от недостатка любви и невнимания со стороны старших. Иногда, болея, они просто отдыхают от школьных перегрузок. Взрослые тоже болеют от усталости, особенно если перегружаются по жадности. Ведь страсть сребролюбия может проявляться не только в нечестных способах приобретения средств. Надрывать физическое здоровье, трудясь ради престижных тряпок или мебели, также большой грех. "Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа " (1 Поел. Коринфянам, гл. 6, ст. 19). "Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог; ... а сей Храм вы" (1 Посл. Коринфянам, гл. 3, ст. 17). Так пишет святой апостол Павел. Такова нравственная стратегия здоровья Православных христиан. Но это не означает, что праведники не старятся и не болеют. Скорби посылаются всем. Одним в наказание, другим в искупление, в предупреждение, в ограждение от худших бед. Верным дается "несение креста" для испытания на безропотность (терпение, благодарение и т.д.). А бывают недуги или врожденные увечья, определяемые Творцом для свершения чудесных исцелений "во славу Божию". Но основная масса болезней – все-таки расплата за неисполнение нравственного закона. Скорби праведных – особый вид благодати. Даются они тем, кто способен их понять и понести. Вообще же все, что посылается нам в жизни, не бывает выше наших сил. Это онтологическая аксиома. Однако для несознательных, не желающих смиряться и благодарить Бога за вразумление, беды и болезни становятся подчас нестерпимой мукой. Нежелание понести малое теперь в дальнейшем всегда усложняет проблемы. И так ежеминутно, ежедневно (пока живы) над нами совершается предварительный суд. Цель его – смягчение (а при покаянии – оправдание) вины на частном (посмертном) суде, и избавление от вечного приговора на Суде Страшном (окончательном) – "читающий да разумеет " (Еванг. от Матфея, гл. 24, ст. 15). Больно смотреть иногда на людей "не ведающих, что творят", не понимающих, не желающих знать о причинах того, что с ними происходит, и так уходящих в вечность без покаяния, не познав смысла жизни. А ведь как, казалось бы, просто! Принять на веру Божественную истину, познать смысл и начать жить сознательно! Ведь достаточно духом повернуться к свету и прекратить участие "в бесплодных делах тьмы" (Посл. Ефесянам, гл.5, ст. 11), как все в человеке начинает очищаться. Даже запахи тела изменяются. Не говоря о благоухании святых, просто нравственно здоровые люди не нуждаются в дезодорантах и прочей парфюмерии. Без румян и губной помады духовно чистые женщины заново расцветают в годы не первой молодости, приобретая иногда красоту, которой не имели от природы. О притягательной внешности праведных старцев можно не говорить тем, кто хоть раз заглядывал в их мудрые и одновременно юные прекрасные глаза. При просветлении души рассеиваются тучи телесных болезней, уходят беды. А то, что остается, перестает угнетать и даже начинает радовать (вызывает благодарность за исцеление духа, за избавление от грядущих вечных мук). Такова стратегия здоровья не только Православных, но и вообще всех людей. Такова, в основе своей, психология здоровья, о которой теперь пойдет у нас речь. ГЛАВА ВОСЬМАЯ ПСИХОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯ Психосоматика Для внешних восприятий и чувственного реагирования у нас имеются соответствующие телесные органы: глаза, уши, нос, язык, пальцы. Вся поверхность нашего тела покрыта рецепторами тактильной (осязательной) чувствительности. Все рецепторы (зрительные, слуховые и пр.) связаны с нервными центрами (головным и спинным мозгом) посредством разветвленной нервной системы. При восприятии рецепторами внешнего раздражения возникает нервная рефлексия. В соответствии с возбуждением нервной системы происходят реакции организма. Душа, как мы знаем, участвует в этом на уровне своей периферии, испытывая соответствующие ощущения. | ||
|