Библиотека >> Дальнейшие рубежи развития человека

Скачать 331.68 Кбайт
Дальнейшие рубежи развития человека

Маслоу получил несколько сообщений, в том числе от психологов, о пиковых переживаниях, которые были столь глубоки, что полностью сняли определенные симптомы. При подходящих условиях такие переживания могут необратимо изменить людей. Работая с алкоголиками, А.Хоффер пытался в терапевтических целях индуцировать пиковые переживания. Чтобы вызвать их у алкоголиков, использовались разные средства: музыка, визуальные стимулы, внушение, мескалин и ЛСД. Было установлено, что алкоголики, способные справиться со своими проблемами, сообщили о наличии у них пиковых переживаний; в то же время те, у кого такие переживания отсутствовали, оказались, как правило, не способны к перестройке.

Большинство людей, как обнаружил Маслоу, неохотно обсуждают свои моменты особой радости и экстаза. Это не тот тип опыта, о котором говорят публично. Многие смущаются или стыдятся "ненаучности" своего опыта. Вместе с тем многие, во время и после этих моментов радости, испытывали счастье и благодарность, любовь к другим людям и к миру и даже желание сделать в ответ что-то хорошее для мира. Маслоу установил, что пиковые переживания обладают большинством характеристик, традиционно приписываемых религиозному опыту представителями едва ли не любой веры.

"Разве не показательно, – спрашивает Маслоу, – что мистические переживания описывались почти теми же словами людьми любой религии, любой эры и любой культуры?"

Уильям Джеймс детально охарактеризовал такие переживания. Маслоу сообщает, что описания пиковых переживаний религиозными лицами и теми, кто не считает себя религиозным, кажутся почти тождественными. Маслоу считает возможным отделение пиковых переживаний (которые вполне можно считать естественными явлениями) от каких-либо ссылок на сверхъестественное. Фрейд, который был атеистом, также описал такие переживания, назвав их "океаническим чувством".

Маслоу делает вывод, что во время пиковых переживаний люди достигают лучшего восприятия действительности. В эти моменты к ним приходят озарения, подобные тем, которые посещали философов и богословов.




6. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РОСТ
С идеями Абрахама Маслоу о потенциальных возможностях человека тесно связана концепция роста. Его исследования привели к выводу о том, что рост как движение к самоактуализации – естественный и необходимый процесс. Под ростом он понимает непрерывное развитие талантов, возможностей, творчества, ума и характера. Рост – это прогрессирующее удовлетворение все более высоких уровней психологических потребностей. По словам Маслоу,

"человек проявляет, в силу самой своей природы, тягу ко все более полному бытию, все более совершенной актуализации своей человечности точно в том же натуралистическом научном смысле, в каком можно сказать о желуде, что он "проявляет тягу" стать дубом".

Основанием для этого вывода было открытие того, что психологический рост ведет к психологическому здоровью, в то время как люди, которым рост не удается, страдают от симптомов душевной и физической патологии.

Ортодоксальная бихевиористская теория исходит из следующего: любой человеческий индивид стремится к равновесию, к снижению напряжения, большая часть поведения может быть описана в терминах снижения напряжения. Фрейд также верил в снижение напряжения и в принцип наслаждения и страдания, указывая, что человек постоянно ищет наслаждения и избегает страдания. Маслоу, однако, обращает внимание, что все больше психологов и исследователей поведения оказываются вынуждены признать наличие у человека тенденции к психологическому росту и самоактуализации, поскольку теории снижения напряжения должным образом не объясняют человеческого поведения. Или, как говорит Маслоу,

"если мотивация состоит по существу из защитного устранения раздражающих напряжений и если единственным результатом снижения напряжения оказывается состояние пассивного ожидания новых неприятных раздражении, которые в свою очередь потребуется снять, то как же происходит изменение, или развитие, или движение? Почему люди становятся лучше, мудрее? Что делает жизнь интересной?".

Сходным образом рассуждали в свое время такие великие и разные мыслители, как Платон, Аристотель, Бергсон и другие крупные философы, так же как многие психиатры и психологи. Маслоу говорит:

"Все имеющиеся у нас данные (главным образом, клинические, но уже и некоторые виды исследовательских данных) позволяют предположить практически в каждом человеке и определенно почти в каждом новорожденном активное стремление к здоровью, импульс к росту, или к воплощению в действительность возможностей человека".

У человека есть способность к психологическому росту, однако, как показали исследования Маслоу, только малый процент людей даже в нашем относительно свободном американском обществе приближаются к осуществлению всей полноты своих потенциальных возможностей. Маслоу указывает ряд причин того, почему столь многим не удается психологический рост.


Человеческие инстинкты, побуждающие к росту, скорее слабы, чем сильны. Поэтому тенденции к росту легко могут быть подавлены дурными привычками, бедной в культурном плане средой или недостаточным (а, возможно, и вредным) образованием.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180