Библиотека >> Дальнейшие рубежи развития человека

Скачать 331.68 Кбайт
Дальнейшие рубежи развития человека

Эта их способность видеть более эффективно, выносить более правильные суждения распространяется на многие области жизни, охватывая понимание не только людей, но также искусства, музыки, политики и философии. Самоактуализирующиеся люди проникают в скрытую и запутанную действительность быстрее и описывают ее точнее, чем средние индивиды.

Вместе с тем они обладают своего рода скромностью, способностью внимательно слушать других, признавать, что они не знают всего и что другие люди могут кое-чему научить их. Частично этот более высокий уровень восприятия проистекает из лучшего понимания себя и в то же время проявляется в таком понимании. Здесь можно говорить также о простоте – такой, какая свойственна детям, – и отсутствии высокомерия. Ведь дети часто обладают способностью слушать без предубеждения. Маслоу пишет:

"Подобно тому, как ребенок смотрит на мир широко раскрытыми, некритичными, невинными глазами, просто замечая или наблюдая, как обстоит дело, не требуя, чтобы оно обстояло так или иначе, – подобным же образом самоактуализирующаяся личность смотрит на человеческую природу в самой себе и в других".

Восприятие у самоактуализирующейся личности в меньшей степени искажено желаниями, беспокойством, страхами, надеждами, ложным оптимизмом или пессимизмом. Маслоу назвал этот не выносящий суждения тип восприятия "бытийным познанием". Это пассивный, рецептивный тип наблюдения. Маслоу называет его также "знанием без делания". Одного бытийного познания недостаточно. Как указывает Маслоу, оно может вести к слишком большой терпимости, неразборчивости, потере вкуса. Вполне зрелые индивиды, о которых идет речь, воспринимают действительность двумя путями: созерцательно (это и есть бытийное познание) и действенно. Когда осуществляется переход ко второму виду восприятия, оказываются возможны решение, суждение, критика, планирование и действие.

Маслоу обнаружил, что все без исключения самоактуализирующиеся люди преданы какой-то работе, задаче, обязанности или занятию, которые они считают нужными. Поскольку они заинтересованы в этой работе, они работают усердно, но обычное различие между работой и игрой размывается. Ведь для них работа служит источником возбуждения и удовольствия. По-видимому, такая преданность важной работе – основное условие личностного роста, самоактуализации и счастья. Недостаточно, однако, иметь важное дело – самоактуализирующийся человек должен делать его хорошо. Если это врач, он должен быть хорошим врачом, а не плохим. Это предполагает тяжелый труд, дисциплину, тренировку и часто отказ от развлечений.

Маслоу обнаружил также, что творчество представляет собой универсальную характеристику изученных им самоактуализирующихся людей. Способность к творчеству почти тождественна душевному здоровью, самоактуализации и "полной человечности". С этой творческой способностью связаны такие характеристики, как гибкость, непосредственность, смелость, готовность допускать ошибки, открытость и скромность. Как уже упоминалось, во многих отношениях творческая способность этих людей подобна творческой способности детей – проявляющейся, пока они не научились бояться насмешек, пока они еще способны видеть вещи свежим взглядом, без предубеждения. Это свойство, полагает Маслоу, слишком часто теряется с возрастом. Самоактуализирующиеся люди либо не теряют этого наивного подхода, либо, если уж потеряли, то восстанавливают его. "Почти каждый ребенок, – говорит Маслоу, – может сочинить песенку, или стишок, или танец, или рисунок, или игру экспромтом, без планирования или предварительного намерения."

Непосредственность, спонтанность почти тождественна творческой способности. Самоактуализирующиеся люди менее, чем другие, подвержены торможению и потому более экспрессивны, естественны и просты в общении. Они обычно не чувствуют необходимости скрывать свои чувства и мысли или играть искусственные роли. Творчество требует мужества, способности "высунуться", пренебречь критикой и насмешками, а также способности сопротивляться влиянию своей культуры.

"От каждого великого борца, – говорит Маслоу, – требовалось мужество, когда он был одинок в момент создания чего-то нового, противоречащего старому. Это род отваги, способности одному выйти вперед, бросить вызов. Момент боязни здесь очень понятен, но он должен быть преодолен, чтобы создание нового стало возможно."

Таким образом, хотя самоактуализирующиеся индивиды скромны в том смысле, что открыты новым идеям, готовы признать свои заблуждения и ошибки, они одновременно самонадеянны в том смысле, что готовы во всеуслышание отстаивать новую идею. Частично это проистекает из способности сосредоточиваться на выполняемой работе и забывать о себе. Они обладают уверенностью в себе и самоуважением: это и позволяет им заниматься работой, а не защитой своего Я.

Благодаря смелости, отсутствию страхов люди, о которых идет речь, не боятся совершать "глупые" ошибки. По-настоящему творческая личность может мыслить "сумасшедшим образом", хорошо зная, что многие из ее "великих идей" окажутся неудачными. Творческая личность обладает гибкостью – она способна изменяться, когда изменяется ситуация, разрушать свои ранее сформированные навыки, встречать лицом к лицу неясные и меняющиеся условия, не испытывая излишнего стресса.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180