Библиотека >> Дальнейшие рубежи развития человека

Скачать 331.68 Кбайт
Дальнейшие рубежи развития человека

Они стоят того, чтобы ради них жить и умирать. Созерцание их или слияние с ними несет человеку самую великую радость из всех, что он способен испытать.

В этом контексте и бессмертие приобретает вполне определенное и эмпирическое значение, поскольку ценности, принятые человеком в качестве определяющих характеристик его Я, живут и после его смерти, то есть, в некотором реальном смысле, Я человека трансцендирует смерть.

Все это распространяется и на остальные функции, которые пытались взять на себя организованные религии. Похоже, что все или почти все виды специфически религиозного опыта, описанные в любой традиционной религии – теистической или нетеистической, восточной или западной – на ее особом языке, могут быть ассимилированы в данной теоретической модели и выражены в эмпирически значимой форме, то есть сформулированы в виде, доступном для проверки.


>


--------------------------------------------------------------------------------

Ф.Гобл. ТРЕТЬЯ СИЛА
1. ИСТОРИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА
Вплоть до XIX столетия изучение человеческого поведения было почти исключительно делом богословов и философов. Под воодушевляющим влиянием открытий Галилея, Ньютона и ученых, которые последовали за ними, интерес к человеку и его поведению начал становиться заботой не богословия, а науки. Вильгельма Вундта (1832-1920) обычно считают основателем научной психологии. Он издал общее руководство по новой науке и в 1879 г. основал в Лейпциге первую психологическую лабораторию, действовавшую именно под таким названием. Он же в 1881 г. основал первый журнал по экспериментальной психологии.

Вскоре появились другие школы психологической мысли – Уильям Джеймс развивал функционализм в Америке, гештальтпсихология возникла в Германии, психоанализ Зигмунда Фрейда появился в Вене, Джон Уотсон стал родоначальником бихевиоризма в Америке.

К 1954 г., когда Маслоу опубликовал свою книгу "Мотивация и личность", в американских университетах господствовали две основные теории. Хотя существовало множество "осколочных" теорий, большинство психиатров, психологов и исследователей поведения, прослеживая истоки своего мышления, могли прийти либо к Зигмунду Фрейду, либо к Джону Уотсону.

Фрейдизм
Зигмунд Фрейд (1856-1939) выдвинул одну из наиболее всеохватывающих и влиятельных в современной истории теорий человеческого поведения. "Всякий, кто стал взрослым до 1950 г. – говорит Хобарт Мауэр, бывший президент Американской психоаналитической ассоциации, – знает, с какой проникающей силой фрейдистская теория и практика господствовали не только в специальной области психотерапии, но также и в образовании, юриспруденции, религии, в заботе о детях, а также в искусстве, литературе и социальной философии".

Ричард Ла Пьер, социолог из Стэнфорда, писал в 1989 г.:

"Фрейдистская этика в большей степени, чем какая-либо иная, поддерживается интеллектуальными лидерами Соединенных Штатов".

Фрейд стал объектом противоречивых оценок с момента публикации в 1900 г своей первой крупной работы "Толкование сновидений". Он был новатором, посвятившим себя решению проблемы психических болезней. Его подход в определенной степени явился реакцией на переоценку волевого и рационального начала в человеке. Плодовитый автор, он изменял свои теории по мере выявления новых данных, но некоторые центральные идеи оставались относительно неизменными. Он отвергал не только методы, но и выводы теологии. Для Фрейда так называемый религиозный опыт был детской иллюзией.

Испытав большое влияние со стороны Дарвина, он исходил из предпосылки, что человек явился продуктом эволюции, развертывавшейся случайным образом. Живая материя возникла из неорганической и развивалась далее под действием космических сил. Человек – это животное и только животное. По словам Фрейда:

"Человек, развиваясь по направлению к культуре, занял господствующее положение по отношению к другим созданиям, составляющим животное царство. Неудовлетворенный, однако, этим превосходством, он начал возводить барьер между своей и их природой. Отрицая у них наличие разума, он приписал себе бессмертную душу и предъявил претензии на божественное происхождение, что позволило ему отвергнуть связи, объединяющие его с животным царством... Мы все знаем, что немногим более полувека назад исследования Чарльза Дарвина, его сотрудников и предшественников положили конец этой самонадеянности человека. Человек не представляет собой существо, отличное от животных или высшее по отношению к ним: он происходит от животных и находится с некоторыми из них в более близком родстве, с другими – в более отдаленном".

На протяжении всей своей научной деятельности Фрейд надеялся свести человеческое поведение к химическим и физическим показателям. При этом его интересовали психические расстройства, а страдающие ими пациенты как бы составляли его лабораторию. [...] Он привлек внимание к бессознательной сфере психики и ее влиянию на человеческое поведение: психику он сравнивал с айсбергом, верхушка которого – сфера сознания – это лишь небольшая часть по сравнению с подводной, то есть неосознаваемой.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180