Библиотека >> Проблема самосознания в западноевропейской философии (от Аристотеля до Декарта)

Скачать 157.43 Кбайт
Проблема самосознания в западноевропейской философии (от Аристотеля до Декарта)

Недаром критический анализ "проблематического идеализма" Декарта, подводивший к выводу о том, что сознание человеком его собственного существования во времени есть также непосредственное сознание существования внешних вещей, увязывался Кантом с критикой картезианского аргумента "мыслю, следовательно существую", применимость которого для усиления "обороноспособности" всех четырех паралогизмов Кант всячески старался сузить, трактуя, в частности, положение "я мыслю" не как данное посредством интеллектуальной интуиции, изгонявшейся автором "Критики чистого разума" из сферы человеческого познания, а лишь как "эмпирическое суждение, содержащее в себе утверждение "я существую" [5, 3, 383]. Впрочем, в учении самого Канта о единстве самосознания обращает на себя внимание различение понятий чистой и эмпирической апперцепции. Если чистая апперцепция является самосознанием, спонтанно порождающим инвариантное для каждого индивида представление "я мыслю", иными словами, сознанием индивидом его собственного мышления, или интеллектуальным сознанием, чье синтетическое единство становится объективным условием любого познания, или синтеза многообразного, то эмпирическая апперцепция имеет место, по Канту, благодаря деятельности внутреннего чувства, обусловливающего сознательное восприятие испытываемого человеком во времени, и обладает лишь субъективной значимостью (и тогда даже Я, воздействуя само на себя изнутри, познает себя во внутреннем чувственном созерцании только как явление). Итак, по мнению немецкого мыслителя, в чистой апперцепции Я выступает субъектом мышления или "чисто рефлектирующим Я" [5, 6, 365], в эмпирической же – объектом многообразного внутреннего восприятия. Хотя Кант утверждал, что Я человека, будучи двояким по способу представления, "не двояко по материи (по содержанию)" [там же], последовательное различение двух видов апперцепции отнюдь не способствовало устранению дуализма чистого и эмпирического Я. Полная "реабилитация" понятия чистого Я, возрождение теорий интеллектуальной интуиции и некоторые другие перемены, происшедшие в немецкой классической философии после Канта, заслуживают специального рассмотрения. Но и так уже достаточно ясно, сколь настоятельна потребность в дальнейших разработках затронутой проблематики, конкретным обоснованием которых и призваны стать результаты, полученные в настоящей книге.

Список сокращений
AHDL Archives d'histoire doctrinale et littйraire du Moyen вge. Paris.
AT Descartes R. Oeuvres / Publiйes par Ch.Adam et P.Tannery. P., 1897-1910.
BFS Bibliotheca franciscana scholastica medii aevi. Ad Claras Aquas (Quaracchi).
BGPM Beitrдge zur Geschichte der Philosophie des Mittelalters. Mьnster.
GAG Commentaria in Aristotelem graeca. Berolini.
PG Patrologia graeca / Ed. J.-P.Migne. Parisiis.
PL Patrologia latina / Ed. J.-P.Migne. Parisiis.
АВГУСТИН
Ad Oros. Ad Orosium contra Priscillianistas et Origenistas
Conf. Confessiones
Contr. Acad. Contra Academicos
Contr. Adlm. Contra Adimantum Manichaei discipulum
Contr. Epist. Fund. Contra Epistolam Manichaei quam vocant Fundamenti
Contr. Faust. Contra Faustum Manichaeum
Contr. Max. Contra Maximinum Arianorum episcopum
De ag. ehr. De agone christiano
De an. et ejus orig. De anima et ejus origine
De beat. vit. De beata vita
De civ. Dei De civitate Dei
De div. quaest. De diversis quaestionibus LXXXIII
De doctr. ehr. De doctrina Christiana
De duab. an. De duabus animabus contra Manichaeos
De Gen. ad lit. De Genesi ad litteram
De Gen. ad lit. imp. De Genesi ad litteram imperfectus liber
De imm. an. De immortaliate animae
De lib. arb. De libero arbitrio
De mus. De musica
De ord. Ре ordine
De quant, an. De quantitate animae
De serm. Dom. De sermone Domini in monte
De Trin. De Trinitate
De ut. cred. De utilitate credendi
De ver. rei. De vera religione
De vid. Deo De videndo Deo (Epistola CXLVII)
En. in Ps. Enarrationes in Psalmos
Enchlr. Enchiridion ad Laurentium
In Joan. Ev. In Joannis Evangelium tractatus CXXIV
Quaest. in Hept. Quaestiones in Heptateuchum
Retr. Retractationes
Sol. Soliloquia
АРИСТОТЕЛЬ
Cat. Categoriae
Dean. De anima
De phil. De philosophia
De sens. De sensu et sensato
ЕЕ. Ethica Eudemia
EN. Ethica Nicomachea
MM. Magna Moralia
Met. Metaphysica
Rhet. Rhetorica



Литература*
* Цитируемые в тексте произведения, опубликованные в сериях "Греческие комментарии к Аристотелю" и "Патрология" Миня, в целях экономии не выносятся в список литературы.


Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд.

Блонский П.П. Философия Плотина. М., 1918.

3убов В.П. Развитие атомистических представлений до начала XIX века. М., 1965.

Зубов В.П. Трактат Брадвардина "О континууме" // Историко-математические исследования.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87