Библиотека >> История античной эстетики. Высокая классика

Скачать 496.29 Кбайт
История античной эстетики. Высокая классика

У Платона читаем: "охотиться за именами" (Theaet. 166 с); "охотиться за словами" (Gorg. 490 а); "обойти и поохотиться" словами (Euthyd. 295 d); "ловить слова и, если кто ошибся в выражении, считать это находкой" (Gorg. 489 b; ср. Ion. 532 d); софист – "ловчий" (Soph. 231 d); "бежать"употребляется у Платона в смысле "ускользать" от ответа, в случае невозможности дать правильный ответ (Euthyd. 297 b).

Эти образы охоты Платон употребляет в отношении самых высоких предметов: "преследовать" приятное или удовольствие (Gorg. 501 е; Phaedr. 239 c; Phileb. 47 b); "охота" за добрым и за приятным (Gorg. 500 d); добродетель "преследуется" (492 с); "преследовать" благо (468 b); "преследовать" благое и прекрасное (480 с); "преследовать" истину (482 е, 492 с); "окружить кругом", в смысле "победить на словах" или "припереть к стене" (Phileb. 19 а) ; "порядочный ловчий должен преследовать добычу... а не оставлять ее"; и, далее, – "пригласим на ловлю и Никия" (Lach. 194 b), в смысле трудности выразить понятие в словах; "я и посейчас брожу повсюду – все выискиваю и допытываюсь", нельзя ли признать кого мудрым (Apol. 23 b; ср. 41 b).

Таким образом, удовольствие и приятное, красота, добродетель, благо, мудрость и истина – все это для Платона является предметом ловли в том же смысле, в каком охотник гоняется за своей добычей. То, что к этим предметам причисляется и красота, этот главный предмет эстетики, после всего нашего исследования никого не может удивлять, поскольку красота у Платона мало чем отличается от удовольствия, добра и добродетели, истины и мудрости (ср. Crit. 48 b).

2. Новое у Платона в символе охоты

Гораздо более интересны те места из Платона, где охотничья терминология применяется специально к научному исследованию и, в частности, к диалектике.

Уже в ранних диалогах Платон употребляет такое выражение, как logos hairei ("рассуждение требует", Crit. 48 с), указывающее на стремление Платона исследовать внутреннюю логику предмета или дать то или иное целенаправленное рассуждение. Вот эту внутреннюю и последовательную логику предмета, или целенаправленное рассуждение, Платон часто и понимает как деятельность охотника.

Познание прекрасного "ускользает" при неправильном его "преследовании" (Hipp. Mai. 294 e). Фукидид мог бы "разыскать" (exeyrein an) нужных ему людей (Меп. 94 d). Доказательство "ускользает" (Phaed. 89 с), как и истина (Parm. 135 d). Ищущие истину в непроходимых и темных местах могут "нападать на след" искомого (R. Р. IV 432 d). Говорится также и о "нападении на след" Гомерова представления о правильности имен (Crat. 393 b) или на "след" правильного рассуждения о мнении (Theaлt. 187 е); так же приводится предположительная этимология слова doxa от слова diцxei, то есть от "преследования" знания (Crat. 420 b) ; или – надо старательно "исследовать" дело (421 d). "Рассуждение принудило нас ускользнуть" (logos diephygen, Politic. 284 b) от нужной мысли (ср. Parm. 130 d). Путь исследования "скрывается" (diaphygoysa, Phileb. 16 b). "Нам, точно собакам-ищейкам, надо разыскать, что является прекрасным в телодвижениях, пляске, напеве и песне. Если же это от нас ускользает, все наше рассуждение о надлежащем воспитании, эллинском или варварском, – пустяки" (Legg. II 654 е). "Лукавое учение" может "ускользнуть" из наших рук (X 892 d). Единство и целость тоже могут "ускользнуть" от нас (XII 965 d).

3. Логический метод как охота

В "Лисий" понятие любви и сама любовь рисуются исключительно при помощи терминов охоты. Уже в начале диалога Сократ говорит своему собеседнику, что тот "нашел" (aneyres) в Лисий благородную и превосходную любовь (204 е). Далее тут же читаем: "поймать" предмет любви или "убежать" от него (205 е, ср. об "уловках" домогающегося любви, Conv. 182 е); "поймать" любовь; "ловить" любовь и "ловец" любви (Lys. 206 а); дружба "легко ускользает и уходит от нас" (216 d). По поводу определения понятия дружбы Сократ говорит: "Тут я и сам очень обрадовался, будто какой ловчий, любующийся тем, что поймал" (218 с). В "Хармиде" читаем: "Ты ищешь (ereynцn) какого-то сходства" между рассудительностью и знаниями (166 b); "Ты давно уже водишь меня в кругу, скрывая (perielceis cyclцi)" самое главное о благополучии (174 b). "Протагор" так и начинается (309 а) с заявления об "охоте за красотой Алкивиада". Зевс "преследует" (metлlthen) Прометея (322 а). В том же диалоге (350 d) говорится об использовании известного способа для доказательства тождества мужества и мудрости. Здесь стоит причастие metiцn в смысле "преследуя", то есть опять взят термин из области охоты.

Таким образом, в ранних диалогах Платона, кончая "Протагором", либо все исследование искомого понятия трактуется как охота, либо символ охоты встречается в самых ответственных местах, имеющих отношение к познанию.

В "Горгии" угодничество "скрывается" за одним из четырех искусств и "охотится" за безрассудством, "приманивая его всякий раз самым желанным наслаждением" (464 cd).

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  210  211  212  213  214  215  216  217  218  219  220  221  222  223  224  225  226  227  228  229  230  231  232  233  234  235  236  237  238  239  240  241  242  243  244  245  246  247  248  249  250  251  252  253  254  255  256  257  258  259  260  261  262  263  264  265  266  267  268  269  270  271  272  273  274  275  276  277  278  279  280  281