Библиотека >> Духовное сообщество. ч. 2

Скачать 36.8 Кбайт
Духовное сообщество. ч. 2

В чем состоит эта работа? Она состоит в том, что вы
находите границы своей обусловленности. Большинство людей обусловлено в
основном внешне. Психологически мы воспринимаем границы своего
пространства как обусловленные внешне. Это начинается еще в детстве.
Вспомните себя, своих детей, детей своих знакомых. У ребенка есть такой
период, когда он идет до упора, пока его не остановят. Очень забавно
выглядят родители, когда они в этом периоде ребенку говорят: _Ну почему
ты это не понимаешь, ты этого не должен делать_, а он все равно идет,
пока его не остановят. Он определяется в границах. И определяет эти гра-
ницы там, где его действительно не пускают, а не там, где только го-
ворят, что нельзя. От того, какое образовалось личное пространство, как
описались его границы в этом критическом сенситивном для этой проблемы
возрасте, впоследствии во многом зависит процесс становления самосоз-
нания. Дети в этом периоде кажутся ужасными, кажется, что они делают все
вам назло, что они специально устраивают пакости. А они просто ищут
границу обусловленности. Бывают и взрослые с низким уровнем контроля за
Я-концепцией, они тоже действуют до упора, пока их не остановишь, сами
они никогда не остановятся. Так внешнее описание становится для нас
основным обуславливающим фактором, и поэтому человек гораздо чаще осоз-
нает себя как бытие для других, т.е. существование для других, чем бытие
для себя.
Мы когда-то задались таким вопросом - может ли быть человек сам
себе предоставлен как бытие; если может, то при каких условиях. Очень
интересный вопрос, хотя некоторым из вас он кажется абстрактным,
отвлеченным, на самом же деле это чистая практика, _ползучий эмпиризм_.
И потому прежде, чем вы начинаете работу с передвижением точки
самоосознавания в нужное вам место, вы должны добиться доминирования
внутреннего обуславливания над внешним. Необходимо создать такую систему
внутренних критериев, которая бы позволила вам описать свои границы
изнутри.
Еще раз повторяю. Мы в большинстве случаев осознаем границы себя,
себя как физического тела, как социального тела и как идеального тела
только тогда, когда натыкаемся на внешнюю обусловленность, т.е. мы
осознаем свою границу, потому что нас в этом месте останавливают. Это и
есть внешний способ обуславливания, т.е. внешний способ опознавания
себя.
Внутренний способ опознавания себя, внутренняя обусловленность
состоит в том, что в вас сознательно включается и выключается любой
психологический механизм, независимо от внешнего стимула. В идеале, хотя
и недостижимом, все это включается и выключается только тогда, когда вы
этого хотите, т.е. внешний стимул вызывает реакцию только тогда, когда
вы этого хотите, и такую, как вы хотите. Вы перестаете быть _шаром_, из
которого торчат кнопки, на которые нажимают внешние обстоятельства и тем
самым вызывают ответную реакцию (если ничто не нажимает, то он не знает,
что и делать). Вы становитесь _шаром_, из которого ничего не торчит, он
действует, потому что у него есть движущая сила внутри. Он обусловлен
изнутри. Есть такой, немножко грубый, но очень наглядный образ: всякая
работа человека над собой должна начинаться с того, что он должен
добиться, чтобы четыре большие красные кнопки нельзя было нажать без его
ведома. Эти четыре большие красные кнопки, с помощью которых
манипулирует нами Великое Среднее, всем известны: ВЛАСТЬ в двух формах -
в желании властвовать и в желании подчиняться; ДЕНЬГИ как потенциальное
могущество, приобретательство или благотворительность, возможность не
только брать, но и давать; КАЙФ как возможность переживать некоторое
раздражение центров удовольствия в идеале без всяких помех, все равно
что как электрод вживить (я говорю в пределе). И, естественно, то, что
называется СЕКС, как игры между полами.
Так вот, простое, даже примитивное на первый взгляд задание. До-
бейтесь, чтобы ни одну из этих кнопок нельзя было нажать извне. ХОЧУ -
срабатывает, НЕ ХОЧУ - не срабатывает. Только когда я сам зтого хочу.
Простая, казалось бы, вещь. Но я видел, как на этих четырех кнопках
исполняются замечательные, виртуозные произведения. Ничего особо не надо
знать в психологии: четыре кнопки, и человек делает все, что ты хочешь.
Что хотите. А вы говорите: манипулятор, кодекс... Какой я манипулятор,
когда из всех торчат эти кнопки, люди друг о друга стукаются, и кнопки
нажимаются совершенно беспорядочно. Хорошо еще, когда на тебе играет
виртуоз, это даже приятно, когда из тебя получается музыка. Особенно
трудно это осознать интровертированным людям, погруженным в субъективную
реальность. Им кажется, что у них вообще все в порядке. Но если мы
наблюдаем за ними, то видим, как они жаждут найти одного-единственного
человека, потому что интровертированные, они не могут иметь большую
компанию друзей, одного, максимум двух, трех, и чтобы эти один, два или
три заменили ему весь внешний мир, делали там все за него.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20