Библиотека >> Духовное сообщество. ч. 2

Скачать 36.8 Кбайт
Духовное сообщество. ч. 2

И описания
были простые: ты - такой, такой, такой, все, пошел. Для этого науки не
надо. Вы почитайте диссертации тех лет, Жванецкому не снилось.
Конечно, всегда существовала оппозиция. Выражалась она, в основном,
в распространении текстов. Люди изучали тибетский, изучали другие языки,
переводили эти книги, перевозили их дипломатической почтой, печатали,
распространяли в самиздате, писали комментарии к ним, и тут возник
разрыв. У переводчиков возникала иллюзия, что если они понимают язык, на
котором написан текст, то они понимают и его содержание и смысл, у чи-
тающего по этой же причине возникала та же самая иллюзия понимания. Нас
так учили: если ты прочитал - ты уже понял. Если ты можешь рассказать,
пересказать, то ты уже понял. В чем там действительно дело, в чем
структура, об этом стали думать только сейчас. Это не мои откровения,
это незримый колледж. Он существовал, он существует, слава богу, и будет
существовать. Мы, все те, кто посвятили этому жизнь, для которых это
основное занятие, мы всегда пересекались так или иначе, вынужденно или
добровольно, и обменивались информацией, и сбивались кучкой, и ставили
эксперименты, и пытались разобраться, и поэтому что-то нам начинало ста-
новиться понятным. На Западе в последние двадцать лет, с рождением
гуманистической психологии, появляются разработки на эту тему, но они
концептуально тоже разрознены. Некоторые варианты работают лучше, не-
которые хуже. Не нужно бояться того, что с вами кто-то что-то сделает.
Обязательно сделает. И вы все время что-то с кем-то делаете. Мы - люди.
Мы так сделаны, мы делаем друг друга, как из нас с детства начинали
делать человека в процессе социализации, так и мы делаем друг друга.
Не все, наверное, здесь присутствующие хотят быть психологами, и
пришли сюда не для этого. А для того, чтобы получить нечто, чем они
самостоятельно могут пользоваться для оптимизации своей жизненной
устремленности.
Итак, что имеет смысл знать и помнить и как этими знаниями поль-
зоваться для решения своих прагматических задач? Когда мы используем
нашу методику, я имею в виду методику дифференцированных функциональных
состояний, мы имеем дело с воздействием на ту часть Я-концепции, которая
называется _Я как Другой_, т.е., огрубляя, на некоторое описание себя
как объекта. Для этого, чтобы это воздействие было максимально
конструктивным, для того, чтобы максимально избежать деструктивных
влияний, мы вводим понятие _инструментальной Я-концепции_. Строго
говоря, _инструментальной составляющей_ Я-концепции, потому что это, ес-
тественно, небольшой фрагмент. Мы предлагаем внести в описание себя
такой конструкт, как _инструментальная составляющая Я-концепции_,
выделить всю совокупность отношений с собой, которую можно определить
общим словом: _Я это умею делать_. И все свои умения по отношению к
самому себе разделить на три категории: умения, связанные с телесными
навыками, т.е. с владением своим телом, - это мы предлагаем назвать
_тело как инструмент_; умения, связанные с сознанием,- это называть
_сознание как инструмент_; и умения, связанные с психоэмоциональной,
психоэнергетической сферой и это называть _психоэнергетика как инстру-
мент_. Поскольку в конструкцию заложено _Я умею_, значит, в качестве
связующего момента, момента, так сказать, координации будет самосознание
_Это Я_ или любая другая форма самотождественности.
Таким образом, вся методика ДФС укладывается в очень маленький
момент под названием _психоэнергетика как инструмент_. И, благодаря
тому, что она укладывается в такой маленький момент, этой методике можно
обучить практически любого человека, не вводя его в сложную
проблематику, т.е. мы получаем рабочую вещь, которая не затрагивает ни
мировоззрения, ни картину мира, ни подавляющую часть Я-концепции,
которая четко укладывается в сферу _Я как Другой_ под тезисом _Я это
умею_. Вот начало. Другой вопрос, что мы можем предложить и гораздо
больше. Но это больше будет включать в себя методику как отправную
часть. Поэтому когда вы читаете книжку _Наедине с миром_, то книжка не
об этой методике, потому что об этой методике там есть, кажется, 6
страниц - _Доклад, сделанный И.Н.Калинаускасом в Институте биофизики
Минздрава СССР_, этого вполне достаточно, она о большем, об определенной
системе, которая затрагивает все аспекты Я-концепции. Почему мы
подчеркиваем этот момент: инструментальная составляющая Я-концепции? Мы
привыкли иметь дело с инструментом. Между нами и реальностью когда-то
встал внешний инструмент - орудие труда, как пишут в учебниках. Это
орудие и стало третьим голосом в диалоге с миром. Орудие труда. Мы часто
забываем, что орудиями могут быть не только материальные образования
типа дубинки, лука, топора, экскаватора, компьютера и т.д. Существуют
еще и идеальные орудия труда: способы думания, способы восприятия,
способы реагирования.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20