Библиотека >> Духовное сообщество. ч. 2

Скачать 36.8 Кбайт
Духовное сообщество. ч. 2

Мы забыли, что в нашей психике есть высшие разделы
самоуправления, _высшей нервной системы высшая деятельность_. Психика
как не сводимая ни к какому физическому субстрату вещь - это тоже орудие
труда, и это орудие, этот инструмент может иногда гораздо больше, чем
самый грандиозный материальный инструмент. Но мы доверяем предметам
больше, чем себе, намного больше, до смешного, до фетишизма. И это тоже
очень интересная особенность нашего бытия. (Грамотные люди умеют
пользоваться этим, вступая в общение.) Поэтому нам казалось
принципиально важным сделать этот пусть совсем маленький, но конкретный
и опознаваемый шаг к такому отношению к своей психике, которое можно
назвать _инструментальным отношением_. Мы в себе самих содержим
определенную инструментальность, которой нужно уметь пользоваться, уметь
совершенствовать. Это же инструмент. Совершенствовать в двух
направлениях: качества самого инструмента и искусства владения этим
инструментом. Для того, чтобы это не спровоцировало шизоидные процессы:
расчленение личности на нестыкуемые части, к примеру, - для этого мы
вводим простое определение, что инструментально то, о чем можно сказать:
_Я это умею делать_. Умеете думать тремя способами - это и есть инстру-
ментальная часть вашего мышления. Умеете реагировать четырьмя способами
- это инструментальная часть вашего реагирования. Умеете входить в
шестнадцать режимов психоэнергетики - это ее инструментальная часть. Мне
очень нравится высказывание Гурджиева в одной из его бесед: _Если вни-
мательно посмотреть, то в определенном смысле цель любого духовного
учения - сделать человека Актером с большой буквы, т.е. сделать его
играющим на самом себе_. (К сожалению, это высокое понимание профессии
актера из современного мира почти ушло.) К такому взгляду на себя и на
другого, к мысли о том, что мы обладаем инструментальностью и что этой
инструментальностью есть смысл научиться пользоваться, научиться
совершенствовать ее, надо привыкнуть. И тогда вместо _как бы не соврать
и не обидеть_, ну, вот этого нашего: _А-А, экстрасенс!_- вместо этого
появится нормальное понимание: вот человек, он владеет в силу специ-
фической одаренности, или случайного события своей жизни, или
обученности (разница всегда видна) инструментарием, который есть и у
меня и которым я тоже могу овладеть в большей или меньшей степени. Тогда
не нужно будет говорить о мистике, придумывать атрибутику для самых
простых вещей, достаточно ввести в описание самого себя понятие
инструмента, и вам открыта дорога ко всему тому, что у вас вызывает
наивное изумление. В нас самих не только телесно, но и психически
существует такой инструментарий, с помощью которого возможно в
объективной реальности производить вполне реальные действия без всякой
мистики. Почему все экстраординарные способности прежде всего
обнаруживаются при взаимодействии с людьми? Мы сделаны из людей. Инстру-
ментарий у нас один и тот же. Да, все мы непохожи, уникальны, но совсем
в другом месте, в том, где мы субъекты, владеющие инструментом или не
владеющие им. Инструментально мы все в принципе одинаковы, потому что мы
все - продукт эволюции человеческого общества, которое создавало в ходе
истории своего бытия этот инструментарий. Люди, занимающиеся наукой, или
люди, занимающиеся искусством, меня прекрасно поймут. Если какой-то спо-
соб думания не был никому известен, так никому и в голову не приходило
так думать. Когда он кому-нибудь пришел в голову, все подхватывают:
_Господи, ну что же, ведь это само собой, ведь именно так и нужно
думать_.
Я хочу, чтобы те, кто будет продолжать развивать и тренировать в
себе эти навыки, сразу встали на позиции трезвости. Трезвость здесь, еще
раз подчеркиваю, состоит в нескольких пунктах: во-первых, наше описание
самих себя, т.е. та часть Я-концепции, которая называется _Я как
Другой_, как минимум неполная, она не полностью отражает действительное
положение дел и в большей своей части все-таки сложилась случайно и
независимо от нашей субъективной активности.
Далее. Та составляющая Я-концепции, которая относится к _Я как Я_,
к самотождественности, т.е. к чувству самотождественности, нам в
принципе вообще неизвестна, и не надо ее трогать без особой на то нужды,
не имея соответствующего грамотного руководства и действительно очень
тонких, очень конструктивных знаний, потому что здесь лежит самая
опасная возможность - возможность деструктивных влияний. Часть Я -
концепции _ Я как Мы_ - это аспект, который мы можем вполне подвергнуть
анализу, разобраться с компанией, которая у нас случайно сложилась, и
попытаться решить, нужна она нам или нет. Такой подход к конструкции Я-
концепции дает нам возможность реалистично, конструктивно и технологично
интерпретировать тексты, которыми многие увлекаются.
И последнее. Данная конкретная методика, т.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20