Библиотека >> Духовное сообщество. ч. 2

Скачать 36.8 Кбайт
Духовное сообщество. ч. 2

Вот так все и происходит.
Когда мы говорим: _Ах, манипуляторы! Ах, негодяи!_, это совершенно
беспочвенный моральный энтузиазм, основанный просто на неведении. Никто
никем не манипулирует, потому что никто ничего не знает. Опять же не
ведаем, что творим, и в этом сила вида. Вы сами знаете свое описание
себя? Вы его рассмотрели, выяснили, почему вот тут такие противоречия,
почему оно неполное, почему в этом месте так много подробностей, а в
этом описании себя - пара легких штрихов? Нет. Самая грандиозная
иллюзия, она же психологическая защита, она же буфер, она же майя,- это
то, что человек якобы знает сам себя. Простой элементарный анализ пока-
зывает, что никто этим не занимается. Боже мой, кому интересно? Человек
не знает самого себя. Он имеет о себе само собой разумеющееся мнение,
которое складывается совершенно стихийно. И попробуйте, действуя в лоб,
убедить его, что что-то не так, он будет сопротивляться до упора, хотя,
если не в лоб, изменить это можно почти в любую сторону. Он ведь все
равно не контролирует. Даже факт того, что человек заполнил личностный
опросник, уже его изменил, потому что человек ответил на столько воп-
росов о себе, сколько он, может, за всю жизнь себе не задавал. Тут про-
цедура измерения изменяет измеряемого. Это тоже нужно иметь в виду.
Но мало этого. У нас есть еще такая же не менее грандиозная часть
под названием _я как Мы_ - это как раз то, что в книжках, которыми
многие из вас увлекаются, называется Эго, т.е. эго - это не _Я как Я_ и
даже не _Я как другой_. Эго - это как раз _Я как Мы_. Что это означает?
Это означает, что даже самый ярый на словах индивидуалист на самом деле
представляет собой некоторую компанию, некоторое Мы. Это Мы немножко
изучено в психологии под названием _референтная группа_. Это Мы может
состоять из идеальных субъектов, реальных субъектов, оно может меняться
в ту или иную сторону, но оно всегда существует. Заметьте, как редко мы
говорим: _Я так считаю_ или _Я подписываюсь под этим_. В большинстве
случаев мы стараемся как-то так умножить: _Мы, все, некоторые, наши, в
нашем кругу, у нас принято. Мы, божьей милостью, император
Всероссийский_. Эта множественность, это постоянное ношение с собой Мы -
есть необходимая принадлежность Я-концепции, т.е. нашего совокупного
представления о себе. Можно сделать очень интересное открытие, если
попробовать познакомиться со своей компанией, потому что от _Я как мы_
зависит, кто попадает в Другие, Вне-Мы, т.е. у вас появляется реальная
возможность выяснить, в каком мире вы себя поселили, среди каких людей
вы постоянно психологически пребываете. А ведь от этого зависит, каких
людей вы замечаете, каких нет, какие люди обязательно пройдут мимо ва-
шего внимания, хотя будут наделены всеми достоинствами, мыслимыми и
немыслимыми, но они в ваше Мы не попадают - не из вашей компании, не из
того круга.
В знаменитой притче у Бога попросили, чтобы он показал самого ве-
ликого полководца всех времен и народов, и показал Бог сапожника,
который сидел и тачал сапоги. Воскликнул спрашивающий: _Но это же
сапожник?_ - _Да, но если бы он был полководцем, он был бы самым великим
полководцем всех времен и народов_. Приблизительно так мы с вами
совершенно спокойно проходим мимо интереснейших моментов именно потому,
что привязаны к нашему Мы.
Из всего вышесказанного легко понять простую вещь: как человек
относится к самому себе, т.е. какова его Я-концепция в совокупности, так
он относится и к другим. Он просто иначе не может. Не может человек
кого-то любить больше, чем себя. Психологически это нонсенс, потому что
любить он умеет столько, сколько он умеет. Невозможно, что я другого
люблю, могу, умею любить больше, чем умею любить себя. Это невозможно.
Это дефект такого элемента Я-концепции, как самооценка, заниженная
самооценка. В детстве родители твердили: дурак, дурак, вот Петя умный, а
ты дурак. Он так и поверил однажды. И потом кругом тоже умных-то не
очень видит. (Разве что Петю.) Ему просто нечем видеть.
Таким образом, мы должны зафиксировать, что эта сложная, но безумно
интересная психологическая конструкция под названием Я-концепция
является единственно реальным объектом саморегуляции. Что бы вы ни
делали, в какой бы системе ни занимались в попытках овладеть собой, вы
вольно или невольно, сознательно или бессознательно изменяете что-то в
конструкции своей Я-концепции, или преимущественно в механизмах самотож-
дественности, или преимущественно в описании самого себя, т.е. _Я как
Другой_, или преимущественно изменили состав референтной группы, т.е.
изменили Я как Мы. Отсюда мы по аналогии можем перекинуть прямой мостик
к самым увлекательным страницам духовных книжек, к тем, где говорится о
трех просветлениях.
Самое легкое достижение - это познать, реально прожить, пережить
то, что ты есть пустота, часть Ничто.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20