Библиотека >> Духовное сообщество. ч. 2

Скачать 36.8 Кбайт
Духовное сообщество. ч. 2

Но когда ты понимаешь, что да,
твое Я и это все - это одно (в определенном смысле), то тогда очень
хорошо. (Смех) . Если можно применить такое слово - _хорошо_. Просто
полно. Зачем куда-то идти, если есть дом?


* * *

Уважаемый Игорь Николаевич, я много лет интересуюсь вопросами
психорегуляции, занимался по нескольким методикам. Вы предлагаете свою.
Я же понял, что не все они совместимы. Скажите, существуют ли способы
подбора методики для достижения конкретных результатов. И как
разобраться в истоках той или иной методики?

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ Я-КОНЦЕПЦИЕЙ И
МЕТОДИКАМИ АКТИВНОЙ ПСИХОРЕГУЛЯЦИИ

Для того чтобы ответить на ваш вопрос, прежде всего необходимо
обратиться к проблеме Я-концепции, т.е. совокупного представления о
самом себе. Как показывает практика, реальным объектом любой,
подчеркиваю, любой, системы так называемой саморегуляции является именно
Я-концепция.
Если представить, что у нас есть достаточно объективный инстру-
ментарий для анализа Я-концепции, то мы с вами увидим, что каждая из
систем саморегуляции, даже такая вполне невинная, как аутогенная
тренировка (первая ступень), прежде всего производит психологические
изменения именно в Я-концепции.
Со мной произошла такая история: я работал в одной организации, где
собралось некоторое количество инструкторов различных систем регуляции.
На координационном совете, где мы проводили теоретические семинары, я
предложил: _Товарищи, давайте соберемся и обсудим все наши методики
именно с точки зрения того, что они делают с Я-концепцией человека. И
тогда у нас будет вполне надежный критерий для того, чтобы одну методику
от другой отличать, для того, чтобы разбираться в этом вопросе_. Все
согласились, что это очень интересно, очень важно. И дальше в течение
года каждый раз находились предлоги, чтобы такой семинар не провести.
Я думаю, что это не случайно по двум причинам. Первая причина сос-
тоит в том, что существуют, к сожалению, инструкторы, которые, зная хотя
бы приблизительно, какие изменения в Я-концепции производит их методика,
не хотят, чтобы это было предметом обсуждения, не хотят, чтобы это было
известно. Таких инструкторов условно можно назвать манипуляторами. Мы
все манипуляторы по отношению друг к другу в определенном смысле, потому
что мы все взаимодействуем и так или иначе влияем друг на друга. Но ког-
да человек имеет знание и скрывает его, скрывает последствия его
применения, то можно говорить о манипуляции в чистом виде.
Второй причиной такого отношения к Я-концепции, мне кажется, яв-
ляется то, что многие инструкторы никогда не задумываются над тем, что,
собственно говоря, происходит. Они ограничиваются описанием влияния
методики на различные психологические или психофизиологические функции.
Они проводят тестирование и говорят: _В результате занятий по методике
показатель эмоциональной устойчивости в среднем по группе увеличивается
на 2 балла. Показатель тревожности в среднем по группе снижается на 3,5
балла_. И все. Они считают свою работу выполненной. Это общепсихологи-
ческое представление. Таких людей нельзя ни в чем обвинить. Они так
обучены, они так понимают психологические критерии и вполне обоснованно
могут на основании этого материала говорить о том или ином влиянии
методики. Это общая тенденция игнорирования высших форм регуляции
человеческого поведения.
Моя принципиальная позиция состоит в том, что человек должен, по
возможности, осознавать, что он делает с собой, или, если он не хочет
этого осознавать, мой профессиональный долг - ему об этом сообщить. Мы
обязательно касаемся такого вопроса, как Я-концепция и что с ней
происходит при занятиях по нашей методике дифференцированных
функциональных состояний. Должен вам сказать, что если вы хотите быть в
активной, творческой позиции по отношению к любой системе, название
которой начинается со слова _само_, - то прежде всего вы должны
постараться разобраться в вопросе Я-концепции.
О Я-концепции написано не слишком много и не слишком мало, но
достаточно разбросано, за исключением (из мне известных) одной работы,
где проблематика Я-концепции поставлена во главу угла, это книга Роберта
Бернса _Я-концепция и проблемы воспитания_. Там очень неплохо описана
связь между Я-концепцией, ее некоторыми аспектами и проблемами
воспитательного воздействия на человека. Она одинаково интересна как
учителям, так и родителям.
Однако можно сказать, что проблема Я-концепции, проблема динамики
ее развития и т.д., далека от глубокой проработки.
То, что я вам буду сегодня рассказывать, это моя позиция по вопросу
о Я-концепции. Это та концепция, которой я придерживаюсь, и она,
естественно, не является истиной в последней инстанции, потому что
говорить сейчас о каком-либо единстве подходов в психологии, тем более в
практической, конструктивной психологии, к этому вопросу еще очень и
очень рано.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20