Библиотека >> Духовное сообщество. ч. 2

Скачать 36.8 Кбайт
Духовное сообщество. ч. 2


Мы старались подходить к этому вопросу максимально практически, и
постепенно у нас выстроилась конструкция, состоящая из трех блоков.
Первый блок _Я как Я_. У каждого из нас есть в Я-концепции такой
аспект: Я как Я, а еще можно сказать: Я как субъект, но субъект в данном
случае недифференцированный, незаполненный. Я как самотождественность.
Это то, что дает нам спокойно заснуть вечером, зная, что утром проснется
то же Я, тот же Я . Мы спокойно засыпаем именно потому, что утром,
просыпаясь, сразу обнаруживаем себя и сами себя осознаем. И хотя этот
момент довольно редко входит в осознавание человека, потому что это
момент обычно само собой разумеющийся, при внимательном его исследовании
мы увидим, что на поддержание простой самотождественности затрачивается
огромное количество психологических усилий. Существует огромное
количество всевозможных конструкций, всевозможных психологических
приспособлений, которые обеспечивают совершенно, казалось бы,
естественную, железобетонную уверенность в том, что Я это Я . Когда вы
читаете интересные книжки под общим названием _духовная литература_, вы
должны иметь в виду, что потому они ничего практически не говорят че-
ловеку, не имеющему специальной подготовки, что большая часть пси-
хотехники, скрытой в таких учениях, как _Раджа- Йога_, _Тибетская
Тантра_, _Агни-Йога_, _учение южно-американских магов_, _африканские
целители_, в традициях некоторых суфийских орденов, - большая часть
психотехнической работы связана именно с этим аспектом Я-концепции, с
аспектом самотождественности. В идеале большая часть из этих учений
старается так перестроить структуру психики человека, чтобы
самотождественность его держалась на простом утверждении, что Я - это
есть Я, и не нуждалась ни в каких дополнительных механизмах. Именно за
счет трансформации механизма, обеспечивающего чувство самотождественнос-
ти, и высвобождается то колоссальное количество психической энергии, о
которой написано в этих книжках. Никто самостоятельно это сделать не
может, даже многое зная. Для этого нужен инструктор, специалист, который
знает не только то, что он хочет сделать, но и знает необходимую после-
довательность действий и необходимую технику безопасности. Повреждения
самотождественности в Я-концепции приводят к тому, что достаточно
большое количество любителей экспериментов оказываются в тех отделениях
психушек, где специально собирают жертвы всевозможных экспериментов.
Работа с этим аспектом Я-концепции в области саморегуляции требует
очень высокой квалификации. Я думаю, что масса инструкторов, которые
сейчас, нимало не сомневаясь, организуют курсы, школы экстрасенсов и
прочее, нисколько об этом не задумываются. Если бы они ответственно
разобрались в том, что трогают, думаю, большая часть из них никогда бы
не стала заниматься этой деятельностью. _Но человек не ведает, что
творит, и в этом сила вида_. Поэтому путем экспериментов мы продвигаемся
вперед, по-прежнему принося огромное количество жертв на алтарь своего
неведения.
Следующий большой блок, который мы с вами более или менее осознаем,
во всяком случае, он легче доступен осознаванию, это блок _Я как
другой_, тот аспект, где вы воспринимаете себя как объект и описываете
себя в терминах объекта: _Я такой, такой, такой. Я имею то-то, то-то,
то-то. У меня такое-то, такое-то и т.д._ Я как Другой. Мы знаем, что
существует проблема _таковости_, проблема привязанности к совершенно
неизвестно как сложившемуся фиксированному описанию себя как Другого.
Что происходит? Давайте на секундочку задумаемся: откуда каждому из
нас известно, что Я вот такой, а не другой какой-нибудь. Неизвестно
откуда. Эта часть Я-концепции, как, впрочем и вся Я-концепция,
сложилась, в основном, стихийно, без нашего в ней участия. Описание
самого себя складывается постепенно в процессе социального общения, и
это описание очень многие люди отстаивают до дрожи в голосе, до истерик
и агрессии, будучи совершенно убежденными в том, что это описание
единственно верное. Хотя в большей своей части оно сделано не ими, оно
сложилось совершенно случайно. Вы мне скажете: _Ну, как же, Игорь
Николаевич? А практика, практика общения, практика деятельности, которая
что-то подтверждает, а что-то не подтверждает?_. А в ответ на это я вам
скажу: _А практика сама, она разве не обусловлена описанием? И если
описание есть, то практика обязательно его будет подтверждать. Уж если я
решил, что я такой, то я такие ситуации буду находить, которые
подтверждают, что я такой. И буду уходить из тех ситуаций, которые
угрожают изменениями моего описания себя_. Это и есть основная сфера
деятельности и в обычном общении нашем между собой и в общении направ-
ленном. Когда инструктор, преподаватель, учитель, кто угодно,
сознательно или бессознательно ведет ситуацию, он манипулирует вашим
описанием себя.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20