Библиотека >> Самое саму
Скачать 165.72 Кбайт Самое саму
е. как полагание границей границы для себя самой, есть становление. Другими словами, становление есть совпадение бытия с небытием в бытии и бытия с небытием в небытии, т.е. совпадение числа (или расчлененной распростертости) с инобытием, откуда и – нерасчлененная распростертость становления.
II. 1. Но бытие, превращаясь в небытие, остается самим собою, т.е. встречается в небытии с самим собою, воплощается в небытии целиком и полностью. Это значит, что оно очерчивает некоторую замкнутую границу в небытии и тем самым образует наличное бытие, или ставшее. Ставшее, резко отличаясь от всего иного, т.е. от всякого небытия, образует качество (или нечто). Этому качеству противопоставляется наличие самих его границ, т.е. конечное. А поскольку это конечное не исключает чистой качественности, но вмещает ее со всем его {17} становлением, то ставшее оказывается актуальной бесконечностью. 2. В становлении (см. I. 3) бытие переходит в инобытие, но и инобытие в бытие. Оно тоже, перейдя в бытие, остается там самим собою, т.е. встречается в бытии с самим собою, воплощается в бытии целиком и полностью. Это значит, что небытие, подчиняясь бытию, когда последнее описывает определенные границы, в момент появления ставшего вновь освобождается от этого подчинения, но оказывается включенным в эти границы. Отсюда ставшее получает новое определение, но – уже через небытие, включенное в него самого, что заставляет его вступить в соотношение с самим собою. А это означает, что внешнее небытие уже не используется для определения ставшего, и ставшее производит свое определение из самого же себя, т.е. становится абсолютной определенностью, индивидуальностью, или для-себя-бытием. III. 1. Однако становление (см. I. 3) есть не только переход бытия в небытие и небытия в бытие, но и существенное единство этих процессов, совпадение их в одном едином процессе. Это значит, что процесс бытие – небытие – бытие (а это есть ставшее) должен быть наложен на процесс небытие – бытие – небытие (т.е. на абсолютную определенность). Или: абсолютная неопределенность должна проделать процесс бытие – небытие – бытие. Переход абсолютной определенности, или для-себя-бытия, в небытие есть новое становление, но уже специфическое (а именно, становление не вообще, но – абсолютной определенности). Обретение же им в этом небытии снова себя, т.е. возвращение к самому себе, закрепляет это становление в твердых и определенных "ставших" пределах. Другими словами, это есть эманация. 2. Эманация, следовательно: включает в себя всякое возможное инобытие абсолютной определенности и отождествляет себя с ним; остается при этом абсолютно независимым ни от какого инобытия; является пределом всех возможных проявлений вещи в инобытии; обосновывает и делает возможным всякое общение вещи со всяким ее инобытием; несет с собою все предыдущие категории, обеспечивая их появление – в том или ином виде – в том или другом инобытии. IV. Эманация бытия есть, таким образом, первый символ бытия вообще, обеспечивающий и делающий возможным появление и всякого другого символа вообще. Вместе с тем это есть, разумеется, и первый символ самой абсолютной самости. Это именно символ – бытийный (в отличие от других символов, более сложных, как-то: смысловой, или сущностный; интеллигентный, или самосознательный; личностный, природный, социальный, мифический). Эманация, будучи первым символом вообще, или бытийным символом, символом бытия, может быть охарактеризована и любой категорией из тех, которые его конструируют. Поэтому можно сказать, что эманация есть символ наличного бытия, качества, или символ актуальной бесконечности, или абсолютной определенности, или – просто – символ становления (в котором положены и развиты все его составляющие категории). > -------------------------------------------------------------------------------- III. ЗНАЧЕНИЕ ПЕРВОГО СИМВОЛА И ПЕРЕХОД К ДАЛЬНЕЙШЕМУ Рассмотревши общую диалектическую структуру первого символа, поставим еще ряд более детальных вопросов, относящихся к этому символу как целому. 1. Во-первых, почему это – символ и, во-вторых, почему это – первый символ? Проведенная выше диалектика бытия уже много раз сталкивала нас если не с понятием символа, то во всяком случае с фактом символа. Уже первое совпадение бытия и небытия привело нас к становлению, которое в полном смысле слова может быть названо символом, если придерживаться понимания символа, данного у нас в гл. 1, § 7. Здесь ведь полное и окончательное совпадение бытия и небытия, так что можно с полным правом сказать, что становление есть символ бытия и становление есть символ небытия, или что становление есть символ совпадения бытия и небытия. Такими же символами бытия, небытия и их совпадения являются наличное бытие, для-себя-бытие и эманация. Но эманация является символом по преимуществу. И почему? Под символом обычно понимается некоторый знак вещи, и притом цельной вещи. | ||
|