Библиотека >> Элементы физиологии

Скачать 48.72 Кбайт
Элементы физиологии

Трудно найти гармонию между вазой и ее основанием. Эти формы требуют слишком большого внимания со стороны органа.

Нервы для осязания.

Сосочки для вкуса.

Мембраны для обоняния.

Твердые и полые тела для звука.

Жидкости для глаза.

Если бы ощущение было столь же интенсивно в отсутствие предмета, как и тогда, когда он присутствует, то мы бы постоянно видели, осязали, чувствовали; в таком случае мы сошли бы с ума.

(Упомянуть здесь о страстях, о видениях, о призраках, о бессмертии души и т. п.)

Когда мы бываем рассеянны, задумавшись с открытыми глазами, предметы продолжают, как обычно, воздействовать на наши чувства, но так как душа наша занята, то, хотя она воспринимает образы предметов, она никогда не вспоминает об этом: дело обстоит так, точно ничто не подействовало на чувство зрения. (Я этого не думаю.)

В вопросе о наших чувствах надо обратить внимание на одну вещь, а именно: мы пользуемся ими в таком виде, в каком их дала нам природа и какого требуют обстоятельства и потребности, мы не совершенствуем их. Мы не обучаемся видеть, обонять, чувствовать, слушать, если только нас не принуждает к этому наша профессия.

Все, что свойственно многочисленному классу людей, свойственно им всем с весьма незначительными различиями. Человек, никогда не обучавшийся музыке, способен слушать, как музыкант; человек, не обладающий таким зрением, как дикарь, мог бы видеть, как последний, если бы его глаз подвергался упражнению.

Одно слово о неопределенных и неясных для глаза формах. Например, я замечаю на море лишь неясную точку; мне она ничего не говорит, но для человека, часто наблюдавшего ее, она представляет корабль, и, может быть, вполне отчетливо различимый корабль.

Как это происходит? Первоначально для дикаря, как и для меня, это была неясная точка, но так как эта неясная точка стала для него характерным признаком корабля, то она и в самом деле стала кораблем, который совершенно отчетливо представляется ему в воображении. Это, разумеется, неясная точка, но она пробуждает образ корабля. Эта точка подобна слову, слову “дерево”, которое представляет собой лишь звук, но звук, напоминающий мне дерево, которое я вижу.

Голод и жажда.

Желудок, орган голода.

Желудок и пищевод — органы жажды.

Ощущения.

Их разнообразие объясняется, на мой взгляд, очень просто — разнообразием тех способов, которыми можно воздействовать на один и тот же орган.

Так как истечение (частиц), происходящее от туберозы, отличается от истечения (частиц) розы, то орган (обоняния) должен испытывать в обоих случаях различные воздействия, и ощущения должны быть различными.

Так как истечение (частиц) бутона розы отличается от истечения (частиц) распустившейся или увядшей розы, то в результате получаются различные впечатления, различные ощущения.

То же самое относится ко всем степеням теплоты и холода.

Если принять во внимание разнообразие органов и воздействующих телец, то было бы весьма странно, если бы ощущения не отличались большим разнообразием.

Звук.

Почему звучащий воздух не приводит в колебание пламя свечи, тогда как он приводит в колебание струну другого инструмента?

Ответ на возражение.

что непрерывность ощущения должна была бы вызывать непрерывность суждения:

подобно глазу, мы должны были бы всегда видеть предметы перевернутыми

Если прикоснуться к шарику двумя скрещенными пальцами, то испытываешь ощущение двух шариков; но достаточно продлить этот опыт, и мы вскоре будем чувствовать только один шарик.

У всякого чувства свой нерв и своя функция. Какова бы ни была функция органа, начала, или принципа, всех соединенных нервов, куда бы ни поместить его, он наверное обладает своей собственной функцией. Какова же она?

Мысль.

Мысль произвольна и непроизвольна; я хочу думать о какой-то вещи и думаю о ней. Я продолжаю думать о ней, не желая того; я продолжал бы думать о ней также в состоянии рассеянности и усталости.

Страсти.

Воля, свобода.

Воля является не менее механической, чем разум. Беспричинный акт воли — химера.

Было сказано, что в природе ничто не происходит скачками. Животное, человек, любое существо подчинены этому общему закону.

Говорят, что желание рождается из воли, но верно обратное: воля рождается из желания. Желание есть дитя организации. Счастье и несчастье — порождения благополучия и неблагополучия.

Люди желают быть счастливыми.

Существует только одна страсть — страсть быть счастливым. В зависимости от объектов она получает различные названия; в зависимости от своей силы, от употребляемых средств и полученных результатов она оказывается либо пороком, либо добродетелью.

Ощущения.

Ощущение и следующее за ним проявление воли телесны; это две функции мозга.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27