Библиотека >> Элементы физиологии
Скачать 48.72 Кбайт Элементы физиологии
Следы впечатлений (vestiges) и их порядок. Лишенные зрения люди видят благодаря осязанию. Очень тонкое осязание могло бы заменить все другие чувства. Для объяснения забывания посмотрим, что происходит в нас. Если речь идет о слове, то мы делаем усилия, чтобы вспомнить его составные части; если речь идет о физическом предмете, то мы пытаемся вспомнить признаки вещи; если речь идет о человеке, то мы стараемся вспомнить его лицо, его занятия. Знаки оказывают большую помощь памяти. Один десятилетний ребенок, воспитанный среди медведей, лишился памяти. Организация и жизнь — вот в чем состоит душа; к тому же организация так изменчива!.. Известна женщина, продолжавшая свою речь, прерванную припадком каталепсии. Мы не всегда думаем. Мы не думаем в глубоком сне. Можно отчетливо видеть сразу лишь один предмет. Способность суждения проводит различие между идеями, гений сближает их. В состоянии бреда кровь резко бросается в голову; в состоянии отупения кровь притекает к голове слишком слабо. Воля, свобода, страдание, сохраняющее человека, удовольствие, губящее его, желание, терзающее его; отвращение, страх, жестокость, ужас, мужество, сон, сновидение, скука. Есть причины, действующие на нас как внутренне, так и внешне. Непроизвольные движения органов. Болезни, наслаждение, огорчение и так далее Органы, ночью сами по себе приходящие в возбуждение. При закрытых глазах в нас пробуждается длинный ряд сменяющих друг друга красок, при закрытых ушах — длинный ряд звуков. Это пробуждение может совершаться само собой благодаря одному лишь движению органа, самопроизвольно принимающего такое расположение, точно на него действует реально присутствующий предмет. Если в этом пробуждении ощущений имеется некоторый порядок, то грезы во сне похожи на бодрствование; в случае же бодрствования мы имеем верную память. Таким образом, память есть не что иное, как верное соединение ощущений, пробуждающихся в той же последовательности, как они были восприняты. Свойство органа. Таким образом, воображение есть не что иное, как верное соединение ощущений, пробуждающихся в органе. Память о звуках Память о вкусах Память о запахах Память об осязании (или, скорее, воображение). Память — это лишь память о словах почти без образов. И на оратора, и на слушателя память оказывает меньшее действие, чем воображение. У нас более длительные и более точные воображение и память относительно вещей, сильно подействовавших на нас, чем относительно других вещей. Люди, лишенные воображения, жестки. Они слепы душой, как другие бывают слепы телом. Если ребенку постоянно показывать новые предметы, его можно сделать тупым: такой ребенок видел бы все, но ничего бы не запомнил. Можно лишить памяти людей, обладающих ею, разрывая нить, связывающую ощущения, другими, разрозненными ощущениями. Наличие добра радует. Желание добра сообщает любовь. Ожидание добра порождает надежду. Наличие зла вызывает печаль, ужас и так далее Последствия зла — Ненависть. Ожидание зла вызывает страх. Мы испытываем страх перед злом, которое должно наступить в будущем; мы испытываем ужас перед злом в настоящем. Последствием действия страстей, сменяющихся и следующих друг за другом в теле, обязанном своим возникновением наличию вещи, является или память о слове, или воображение. После 1-го потрясения следует все остальное. Чувствительность нервов делает артерии более раздражимыми. Согласие между органами объясняется анастомозами артерий и вен, толкающими кровь из одной части в другую. Сходство в строении матки и соска. Продолжение мембран; камень в мочевом пузыре вызывает зуд в половом члене. Сообщение и анастомоз нервов. Тело могло бы произвести все то, что оно производит, без души; это не так трудно доказать. Гораздо труднее доказать гипотетическое действие души. Чувствительность целого уничтожается, если ввести в него чужеродную чувствительную материю. Подвижность делает чувствительность более сильной или более явной. Неподвижность уничтожает ее в целом. О начале, или о sensorium commune. Люди шатаются от головокружения, от созерцания глубоких пропастей или большой высоты. В этом случае на целое действует одна общая причина или какая-нибудь особенная, очень сильная причина. Чувство вообще. Все то, что способно воздействовать на чувства, должно в зависимости от силы или природы импульса нравиться либо не нравиться. Так, имеются краски, которые доставляют удовольствие или неудовольствие глазу. Звуки, которые доставляют удовольствие или неудовольствие уху. Вкусы, которые будут противны либо приятны нёбу. Формы и движения, которые будут приятны либо неприятны осязанию. Что касается форм, то, на мой взгляд, неприятными глазу могут быть лишь те, которые способны утомить его, как, например, маленькие складки, неправильности, странности, отсутствие симметрии — все то, что нарушает естественное соединение или закон единства. | ||
|