Библиотека >> С чего начинается НЛП
Скачать 167.96 Кбайт С чего начинается НЛП
Он захотел увековечить свой образ в портрете. Позвали лучших художников государства.
Первый из них представил тирана таким, какой он есть, и был казнен за оскорбление правителя. Второй нарисовал стройного молодого красавца и сел в темницу за искажение истины. Третий же изобразил властелина верхом на вздыбленном коне, в профиль (зрячим глазом к публике) и в бурке, за которой спрятался горб. Конечно же он был щедро вознагражден и стал придворным художником. Отношение к проблеме можно сменить по крайней мере двумя способами. Первый — это буквально переобозначить ее. Назвать по-другому. Для чего достаточно просто сместить внимание на другие ее стороны. Ведь то, что мы имеем в реальности — это только некоторую ситуацию. А как эту ситуацию назвать — это наше дело. Например, заменяем слово "проблема" на слово "задача". А уж к задаче отношение совсем иное. Немного полегче. Задачу можно решить сейчас или попозже. Можно ее совсем не решать. Просто останется нерешенная задача. Да мало ли чего мы еще не решили! К проблеме отношение куда более серьезное. Она нависает и давит. И грозит раздавить. Постоянно напоминает о себе… Снимаем со сложившейся ситуации табличку "Проблема" и прибиваем новую: "Задачка". Глядь, а ей без грозной таблички уже и не уютно — вся сдулась, уменьшилась. А то и решилась — с перепугу. А если навесить табличку "Цель", то ситуация вообще преображается. Цель уже начинает многообещающе сверкать и манить к себе многочисленными преимуществами. А все — из-за разных названий. Второй способ — перетащить ее в другой контекст. Туда, где она из проблемы превратится в преимущество. Мы-то с вами знаем, что ситуация, лишенная контекста, повисает в воздухе — к ней просто неясно как отнестись. Толи она хорошая, толи — плохая. Поместил в одни обстоятельства — фу! Какая гадость! В другие — прелесть! Начинающая певица — профессору: — Как вы считаете, годится на что-нибудь мой голос? — Конечно, что за странный вопрос! При пожаре или кораблекрушении ему цены нет! Навоз на огороде — удобрение. А в доме его и представить страшно! Радостный детский смех — чудо! А в три часа ночи — мука. Халявный зачет в напряженную сессию — спасение. А когда в следующем семестре нужно сдавать экзамен по всему курсу — лучше бы я тогда все выучил! Куча денег в кармане — богатство. А если навстречу идет грабитель… — Представляешь? Я ездил в туристическую поездку в Японию, оказался без денег и попробовал продать свои часы. Сколько ты думаешь они мне отвалили? Две тысячи долларов! — Не может быть! Они же у тебя фиговые! — Да я и сам так считал, но япошки смотрели и ахали: "XVII век!.. XVII век!.." Соответственно, рефрейминг делится на рефрейминг смысла и рефрейминг контекста. Если рефрейминг смысла позволяет сменить картину, не меняя рамки, то рефрейминг контекста — меняет рамку, не меняя картину. Если внутрь кладут творог, Получается — пирог. Если сверху его кладут, То — ватрушкою зовут. Так и эдак хорошо, Так и эдак вкусно! В первом случае, признается сам факт наличия события: "Да, я действительно вешу 110 кг". Но не принимается его оценка: "Я толстый!" Вместо этого произносится: "Солидный, значительный, мощный, всеобъемлющий — здоровяк!" Слова-то какие! Такой подход позволяет человеку принять себя таким, какой он есть. И даже гордиться собой! Рефрейминг контекста работает несколько иначе. Здесь вы принимаете всю ситуацию в целом и дальше смещаете ее совсем в другую область. Прикладываете туда, где она может сработать наилучшим образом: "Да, толстый. Зато меня трудно сдвинуть с места и вытолкать за дверь! Зато мягкий! Зато за мной, как за каменной стеной!" Ситуация та же, но она уже приобрела совсем другое звучание. Растут рядом мухомор и боровик. Заметив вдалеке грибника, мухомор говорит: — Видишь грибника? Сейчас он тебя срежет! — Это мы еще посмотрим, срежут меня или нет, а вот ты-то точно по шляпе получишь! С точки зрения подстройки и ведения рефрейминг контекста относится к прямой подстройке, а рефрейминг смысла — к перекрестной. В обоих случаях принимается и признается главная часть сообщения — наличие некоторого события. В обоих случаях устанавливается раппорт и происходит одновременное ведение. Только в одном случае подстройка прямая, а в другом — перекрестная. Где-то мы соглашаемся со всей фразой, а где-то — только с наличием признака, запустившего эту оценку. Рефрейминги могут применяться для самых различных ситуаций и проблем. И все же, у каждого из видов рефрейминга есть своя сфера применения. Та, где он работает лучше всего. Так, рефрейминг смысла хорошо срабатывает для фраз, связанных с обозначениями некоторых событий. Когда достаточно нейтральное событие привязывается к чему-то достаточно значимому: "Ты не смотришь мне в глаза, значит хочешь соврать". "Я сделала пять ошибок. | ||
|