Библиотека >> Язык и религия лекции по филологии и истории религий
Язык и религия лекции по филологии и истории религий
H.Б.Мечковская
ЯЗЫК И РЕЛИГИЯ ЛЕКЦИИ ПО ФИЛОЛОГИИ И ИСТОРИИ РЕЛИГИЙ М.: Агентство "ФАИР", 1998 Аннотация Предисловие I. ЯЗЫК И РЕЛИГИЯ КАК ПЕРВЫЕ МОДЕЛИРУЮЩИЕ СИСТЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ ИСТОРИЧЕСКОЕ ВВЕДЕНИЕ: НАРОДЫ, ЯЗЫКИ И РЕЛИГИИ НА КАРТЕ МИРА В ПРОШЛОМ И НАСТОЯЩЕМ Язык, религия и смежные "измерения" человечества Первобытная эпоха В каждом селении – свой язык Основные формы мифолого-религиозного мировосприятия: всеобщий культ Богини-Матери, анимизм, тотемизм, фетишизм, шаманизм, политеизм, (моно)теизм Первобытный фидеизм и язык: некоторые аналогии в структуре содержания Время ранних государств и средние века Надэтнические религии Пророческие и апостольские языки Новое время Секуляризация и расцвет этнических литературных языков Является ли язык обязательным признаком этноса? Этносы и религиозная принадлежность Конфессиональный признак в самоидентификации государств ДВЕ КАРТИНЫ МИРА: ЯЗЫКОВАЯ СЕМАНТИКА И МИФОЛОГО-РЕЛИГИОЗНОЕ СОЗНАНИЕ Психологическая структура языкового и религиозного сознания Методологический экскурс о пользе семиотики Языковое значение: между представлением и понятием Многообразие форм религиозного знания (образы, логика и иррационализм, мистика) Что "знают" о мире языки? Содержание мифолого-религиозной картины мира Терминологический экскурс: о границах терминов мифологическое и религиозное сознание Язык и религия в структуре общественного сознания ЯЗЫК, РЕЛИГИЯ И НАРОДНЫЙ МЕНТАЛИТЕТ Воздействует ли язык на культуру? Идеи В. Гумбольдта и А.А. Потебни Надэтнический характер вероисповеданий Религия как фактор культурно-психологического своеобразия народов II. ФИДЕИСТИЧЕСКОЕ ОТНОШЕНИЕ К СЛОВУ БЕЗУСЛОВНОЕ ВОСПРИЯТИЕ ЗНАКА КАК ПРЕДПОСЫЛКА И ПЕРВОЭЛЕМЕНТ СЛОВЕСНОЙ МАГИИ Магическая ("заклинательная") функция языка и неконвенциональное (безусловное) отношение к знаку Магия, святость и красота слова (о близости фидеистического и эстетического) СЛОВО В РИТУАЛЕ Ритуал как единство фидеистического действия и слова Что древнее: ритуал, миф или язык? Почему язык долговечнее ритуала? МИФОЛОГИЯ РЕЧИ Река – древнейший образ речи Мифология имени От слова – станется? (Фольклорные представления о магии имени) Лексико-фразеологические свидетельства словесной магии Табу и эвфемизмы МИФЫ О БУКВЕ И МАГИЯ ПИСЬМА Создатели письма: боги, герои, святые Сакрализация письма в религиях Писания Мистика и магия букв Некоторые следствия поклонения письму: орфографические распри Еще одно следствие культа письма: алфавит как элемент геральдики КОММУНИКАЦИЯ В МИФОЛОГО-РЕЛИГИОЗНОЙ ПРАКТИКЕ Особенности фидеистического общения Жанры "вещего" слова III. ФИДЕИСТИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ И ИСТОРИЯ ФОЛЬКЛОРНЫХ ЖАНРОВ МИФЫ И ФОЛЬКЛОР Различие между мифологией и фольклором "Предмифы": архетипические доязыковые структуры сознания Динамика мифологического и художественного (эстетического) начал в фольклоре От мифологического эпоса к народным сказаниям о героях От священного знания к бабушкиным сказкам ЗАГОВОР: ШАГ В ПОТУСТОРОННИЙ МИР Как начинают колдовать? (Психологические механизмы фасцинации) Кто колдует и к кому обращен заговор? Лучшее время для колдовства Словесные ключи и отмычки, припарки и снадобья Народная этимология как инструмент магии Считалки и другие фольклорные потомки заговоров ЭВОЛЮЦИЯ КОММУНИКАТИВНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЗАГАДКИ Древнейшие загадки как мифологический катехизис О дидактической ценности вопросно-ответного изложения Азбука образного мышления "Диалогические" картины мира в апокрифах и духовных стихах Состязания умов: загадки вместо палиц Загадки-насмешки IV. РЕЛИГИОЗНЫЕ КНИГИ ИНФОРМАЦИОННЫЙ "ПЕРВОТОЛЧОК": ОТКРОВЕНИЕ КАК "ГЛАВНОЕ ЗНАНИЕ" О МИРЕ И СМЫСЛОВОЙ ЦЕНТР СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ Харизма религиозного гения Призвание Моисея и "Тора" У истоков зороастризма. "Авеста" Проповедь Будды: дхарма, дорога к нирване Структура Откровения в Священном Писании христиан Коран: несотворенная Книга, ниспосланная с Неба Откровение, вероисповедная ось Писания КОДИФИКАЦИЯ ПИСАНИЯ И СЛОЖЕНИЕ РЕЛИГИОЗНОГО КАНОНА Два аспекта кодификации Священного Писания: правильность текста и правильность корпуса текстов Канонический текст произведения. "Собиратель Корана" Осман (856 г.). Ориген (185-254), его "Гекзапла" и зарождение текстологии Какие вероисповедные книги, кем и почему признаются священными? Коммуникативный смысл принципа ipse dixit в истории культуры Существует ли религиозный канон в конфуцианстве, буддизме и даосизме? Основные этапы сложения религиозного канона в ряде исповеданий. Сводная хронологическая таблица КНИЖНОЕ МОРЕ ЗА ГРАНИЦАМИ КАНОНА: Страницы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
| ||
|