Библиотека >> Порфирий
Скачать 15.4 Кбайт Порфирий
О РАЗЛИЧИИ МЕЖДУ СОБСТВЕННЫМ И РАЗЛИЧАЮЩИМ ПРИЗНАКОМ Характерным для различающего признака является, что он часто утверждается относительно нескольких видов, как разумность и относительно бога и относительно человека, между тем собственный признак- относительно одного вида, у которого это -собственный признак. И различающий признак следует за теми , у которых это был различающий признак, но обратное следование не имеет в свою очередь места с неизбежностью; между тем собственные признаки в отношении тех , у которых это -собственные признаки, допускают взаимное высказывание, потому что здесь обратное следование имеет место. ГЛАВА ЧЕТЫРНАДЦАТАЯ О ТОМ, ЧТО ЕСТЬ ОБЩЕГО У РАЗЛИЧАЮЩЕГО ПРИЗНАКА И У ПРИВХОДЯЩЕГО ПРИЗНАКА У различающего признака и у привходящего признака общее-то, что они сказываются больше, чем об одном , также с признаками привходящими и при этом неотделимыми у признака различающего общим является то, что они бывают даны всегда и во всяком отдельном предмете: ведь обладание двумя ногами бывает дано всегда у всех воронов и обладание черным цветом- также. О СВОЕОБРАЗНЫХ ЧЕРТАХ У РАЗЛИЧАЮЩЕГО ПРИЗНАКА И ПРИЗНАКА ПРИВХОДЯЩЕГО [С своей стороны] различаются эти признаки тем, что признак различающий является объемлющим, объемлемым же нет: разумность объемлет человека; между тем признаки привходящие в известном смысле оказываются объемлющими, потому что они находятся у нескольких , а в известном смысле- объемлемыми, потому что носители способны иметь не один привходящий признак, по несколько. И различающий признак не поддается усилению и ослаблению, между тем для признаков привходящих можно говорить о большой и о меньшей степени. И противоположные различающие признаки не допускают отмщения, между тем противоположные привходящие признаки могут быть смешаны между собою. Вот каковы, таким образом, общие свойства и особенные у различающего признака и остальных моментов. Что касается теперь вида, то в чем он отличается от рода и от различающего признака, об этом сказано там, где мы говорили, как род отличается от остальных моментов и как различающий признак отличается от этих моментов. ГЛАВА ПЯТНАДЦАТАЯ О ТОМ, ЧТО ЕСТЬ ОБЩЕГО У ВИДА : И У СОБСТВЕННОГО ПРИЗНАКА У вида и у собственного признака общее-то, что они взаимно сказываются друг о друге: если это-человек, то это -существо, наделенное смехом, и если -существо, наделенное смехом, то-человек. А что наделенность смехом следует принимать в смысле природной способности смеяться, об этом многократно било сказано. Общим является здесь также, что и тот и другой даются одинаковым образом: одинаковым образом находятся виды в том, что им причастие, и собственные признаки -в том, у чего это -собственные признаки. О РАЗЛИЧИИ МЕЖДУ ВИДОМ И СОБСТВЕННЫМ ПРИЗНАКОМ Вид отличается от собственного признака тем, что вид может быть родом у других , между тем собственный признак не может быть собственным признаком других . И вид стоит впереди собственного признака, а собственный признак идет вслед за видом (примыкает к виду): надо быть человеком, чтобы быть также наделенным смехом. Далее, вид всегда бывает дан в субстрате в действительности, между тем собственный признак -иногда также и в возможности: Сократ-это всегда человек в действительности, но смеется он не всегда, хотя всегда обладает природной способностью к смеху. Далее, всегда, где определения разные, и сами предметы определений разные: между тем определение вида- быть подчиненным роду, сказываться о многих различных по числу при указании их существа и в этом роде, а определение собственного признака- принадлежать только одному , .принадлежать всегда и во всем его объеме. ГЛАВА ШЕСТНАДЦАТАЯ О ТОМ, ЧТО ЕСТЬ ОБЩЕГО У ВИДА И У ПРИВХОДЯЩЕГО ПРИЗНАКА У вида и у привходящего признака общее-то, что они оказываются о многом, других же общих черт у них очень немного, потому что привходящий признак и то, к чему он привходит, крайне далеко отстоят друг от друга. О РАЗЛИЧИИ МЕЖДУ НИМИ Характерные черты того и другого: для вида высказываться при указании существа того, у чего это-вид, для привходящего признака-при указании того, какого качества или в каком состоянии Остается теперь сказать относительно собственного признака и признака привходящего: ибо какая определилась разница между собственным признаком и видом, различающим признаком и родом, - об этом сказано. ГЛАВА СЕМНАДЦАТАЯ О ТОМ, ЧТО ЕСТЬ ОБЩЕГО У СОБСТВЕННОГО ПРИЗНАКА И У НЕОТДЕЛИМОГО ПРИВХОДЯЩЕГО ПРИЗНАКА У собственного признака и у неотделимого привходящего признака общее-то, что без них не могут иметь место вещи, в которых они усматриваются: как без наделенности смехом не получается человека, так и без черного цвета не мог бы иметь места эфиоп. | ||
|