Библиотека >> Порфирий
Скачать 15.4 Кбайт Порфирий
В самом деле, живое существо сказывается о лошадях и быках, представляющих гобою виды, а также об этой вот лошади и этом вот быке, представляющих индивидуальные предметы, о другой стороны- неразумность сказывается о лошадях и о быках, и также о единичных. Однако вид, как, например, человек, сказывается только об единичных вещах, а собственный признак, например- способность смеяться, и о человеке
ГЛАВА СЕДЬМАЯ О ТОМ, ЧТО ЕСТЬ ОБЩЕГО У РОДА И РАЗЛИЧАЮЩЕГО ПРИЗНАКА Общее между родом и различающим признаком-то, что они охватывают виды: в самом деле, также и различающий признак охватывает виды, хотя и не все те, которые объемлет род. Если разумность и не охватывает неразумные существа, как ото делает> живое существо, однако она охватывает человека и бога, которые представляют собою виды. И все, что сказывается о роде, как роде, сказывается и о находящихся под ним видах, а все, что сказывается о различающем признаке, как таковом, будет сказываться и об образованном с его помощью виде. Ведь поскольку живое существо есть род, О РАЗЛИЧИИ МЕЖДУ РОДОМ И РАЗЛИЧАЮЩИМ ПРИЗНАКОМ Специально характерно для рода то, что он сказывается о большем количестве , нежели сказываются различающий признак, вид, собственный признак и привходящий признак. В самом доле, живое существо сказывается о человеке, о лошади, о птице и о змее, между тем четвероногое -только о существах, имеющих четыре ноги, а человек- только об отдельных индивидуумах, способность ржать- только в применении к лошади и к отдельным лошадям, и привходящий признак подобным же образом- в применении к меньшему числу . Но различающие признаки надо иметь в виду те, при посредстве которых производится разделение рода, а не те, помощью которых выявляется о надлежащей полнотой сущность рода. Далее, род выходит за пределы различающего признака по имеющимся в нем возможностям: живое существо в одних случаях обладает разумностью, в других- не обладает. Далее, родам принадлежит приоритет по сравнению с различающими признаками, которые стоят под ними, поэтому роды при своем упразднении упраздняют эти признаки, но сами с упразднением этих последних не упраздняются: в самом деле, с упразднением живого существа вместе с ним упраздняется разумность, и неразумность; между тем различающие признаки еще не упраздняют с собою рода: если бы они и все были упразднены, остается мыслимою чувственная одушевленная субстанция, каковою и было живое существо. Далее, род входит в состав того, что есть суть ; а различающий признак - в состав того, что образует ее качество, как это сказано. Далее, род для каждого вида- один, например, для человека-живое существо, а различающих признаков- несколько, например - разумность, смертность, способность обладать мыслью и знанием, чем (каковыми свойствами) он (человек) отличается от других живых существ. Кроме того, род подобен материи, а различающий признак- форме. И хотя имеются еще и другие, как общие, так и особые, свойства у рода и у различающего признака, достаточно и этих. ГЛАВА ВОСЬМАЯ О ТОМ, ЧТО ЕСТЬ ОБЩЕГО У РОДА И У ВИДА У рода и у вида общее то, что, как было указано, они сказываются о многом; при этом, однако, возьмем вид в смысле вида, а не в смысле также и рода, хотя одно и то жe является и видом и родом. Общим для них является также, что они предшествуют тому, о чем сказываются, и что тот и другой представляют нечто целое. О РАЗЛИЧИИ МЕЖДУ РОДОМ И ВИДОМ Различаются они, поскольку род объемлет виды, а вида объемлются и не объемлют их: ибо род идет дальше, чем вид. Далее, роды должны предварительно лежать в основе и, подвергшись оформлению через признаки, образующие виды, создавать завершенные виды, вследствие чего роды и стоят прежде по природе. И со своим упразднением они упраздняют , но не упраздняются вместе , и если существует вид, во всяком случае существует и род, но если существует род, не обязательно существует и вид. И роды сказываются о подчиненных им видах в том же самом значении, но виды отнюдь не сказываются о родах. Далее, роды имеют перевес, охватывая стоящие под ними виды, а виды имеют перевес над родами, благодаря наличию у них специально им присущих различающих признаков. Далее, ни вид не может оказаться самым высшим родом, ни род -самым последним видом. ГЛАВА ДЕВЯТАЯ О ТОМ, ЧТО ЕСТЬ ОБЩЕГО У РОДА И У СОБСТВЕННОГО ПРИЗНАКА У рода и у собственного признака общее-то, что они непосредственно связаны с видами: если это-человек, тогда и - живое существо, и если это -человек, тогда и-то, что наделено смехом. Также то, что одинаковым образом сказывается род о видах и собственный признак- о причастных ему индивидуальных вещах: ведь одинаковым образом и человек, и бык есть живое существо, а Анит и Молит- наделенные смехом. | ||
|