Библиотека >> Порфирий
Скачать 15.4 Кбайт Порфирий
Но сами эти признаки, производящие деление родов, дают полноту содержания и содействуют установлению видов: ведь живое существо подвергается делению благодаря различающему признаку разумного и неразумного и в свою очередь -благодаря различающему признаку смертного и бессмертного; между тем признаки смертного и разумного содействуют установлению человека, а признаки разумного и бессмертного- бога, и признаки неразумного и смертного- неразумных живых существ. Таким же образом [также], поскольку для субстанции, стоящей на самом верху, производящими деление являются различающие признаки одушевленного и неодушевленного и также -чувственно восприимчивого и невосприимчивого, -одушевленность и чувственная восприимчивость -в соединении с понятием субстанции- доводят до конца живого существа, а признаки- неодушевленность и отсутствие восприимчивости-[доводят до конца] растения. Так как, следовательно, одни и те же различающие признаки, взятые с известной точки зрения, оказываются устанавливающими < сущность вида>, а о другой точки зрения -производящими деление , поэтому все они носят название, "создающих виды". И именно они особенно требуются для подразделения родов и для определений, по не признаки, данные привходящим образом, неотделимые, ни, тем более, признаки отделимые.
Определяя такие различающие признаки, говорят,: различающий признак есть то, благодаря чему вид богаче Определяют этот признак и так: различающий признак ость то, что сказывается о многих различных по виду предметах при указании, каков предмет по качеству: ведь когда о человеке сказываются разумность и смертность, о них идет речь при указали, каков человек по качеству, а не при указании его существа. На обращенный к нам вопрос, что есть человек по существу, подобает сказать -живое существо, если же спрашивают, какое же это живое существо, мы- как здесь подобает - укажем, что -разумное и смертное. Так как вещи (состоят) сложены из материи и формы или же имеют состав, аналогичный материи и формы, то как статуя из меди в качестве материи и из фигуры как формы, так и человек, взятый в общем смысле и в качестве вида, состоит - в качество аналогичной материи - из рода, а в качестве формы - из различающего признака, а получающееся здесь целое-живое существо, разумное, смертное- это будет человек, как там - статуя. Подобные признаки описывают и так: различающий признак есть то, чему свойственно разделять вещи, охватываемые одним и тем же родом: разумность и неразумность разделяют человека и лошадь, которые объемлются одним и тем же родом-живым существом. Дают и такую формулировку: различающий признак есть то, чем отдельные вещи ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ О СОБСТВЕННОМ ПРИЗНАКЕ Для собственного признака указывают четыре различных значения и то, что присуще (дословно привходит к) только одному какому-нибудь виду, если и не во всем его объеме, как человеку -врачевать или заниматься геометрией; также-то, что присуще виду во всем объеме, если и -не ему одному, как человеку присуще быть двуногим; и также то, что присуще только одному виду, при этом -во всем его объеме и в известное время, как всякому человеку -в старости седеть. А четвертое значение-то, в котором соединились наличие в одном только виде, во всем объеме этого вида> и всегда, какова у человека -наделенность смехом (способность смеяться): ведь если он и не смеется всегда, однако обозначается как существо, наделенное смехом (способное смеяться), не потому, что он всегда смеется, но потому, что от природы свойственно смеяться; а это свойство всегда остается ему прирожденным, как и лошади - способность к ржанию. И с этом последнем случае считают, что здесь мы имеем собственный признак- в основном смысле, -здесь осуществимо и обращение: если дана лошадь, то это-существо, способное ржать, и если дано существо, способное ржать, то это- лошадь. ГЛАВА ПЯТАЯ О ПРИВХОДЯЩЕМ ПРИЗНАКЕ Привходящий признак, это-тот, который появляется, и пропадает без уничтожения своего обладателя (субстрата). О нем можно говорить в двух различных значениях: в одном- он допускает отделение, в другом- неотделим. Сон, это привходящий признак отделимый, а быть черным, этот признак привходит к ворону и к эфиопу неотделимо, но и ворона можно представить, что он - белый, и эфиопа -что он утратил цвет кожи, без уничтожения субстрата. Определяют привходящий признак и таким образом: привходящий признак, это-то, что может находиться, либо не находиться в том же предмете, или же-то, что не есть ни род, ни отличие, ни вид, ни собственный признак, но всегда является находящимся (данным) в субстрате. Так как точно определены все поставленные на обсуждение -алогические > моменты, именно- род, вид, различающий признак, собственный признак, привходящий признак, надо указать, какие у них есть общие свойства и какие -специальные. ГЛАВА ШЕСТАЯ О ТОМ, ЧТО ЕСТЬ ОБЩЕГО У ПЯТИ ТЕРМИНОВ Общим у всех них является то, что они сказываются о многом. При этом род сказывается о видах и об индивидуальных вещах, и различающий признак -таким же образом, а вид -о находящихся под ним индивидуальных вещах, собственный признак- как о виде, у которого это- собственный признак, так и об охватываемых видом индивидуальных вещах, и привходящий признак -и о видах и об индивидуальных вещах. | ||
|