Библиотека >> Порфирий
Скачать 15.4 Кбайт Порфирий
В самом деле, самый высший род сказывается о всех находящихся под ним родах, видах и индивидуальных вещах, а род, стоящий перед последним видом, - о всех последних видах и индивидуальных вещах, вид, который есть только вид, - о всех индивидуальных вещах, индивидуальная вещь- только об одной из отдельных вещей. Называется же индивидуальною вещью Сократ, это вот белое и этот приближающийся сын Софрониска, если у последнего единственный сын-Сократ. Так вот, все подобные вещи называются индивидуальными, потому что каждая из них состоит из специальных свойств, собрание которых никогда не может оказаться тем же самым у другой вещи. .Ибо специальные свойства Сократа не могут оказаться теми же самыми у какой-либо другой из отдельных вещей, однако специальные свойства человека - я имею в виду человека вообще - могут оказаться теми же самыми у большего числа , больше того - у всех отдельных людей, поскольку это - люди. Таким образом, индивидуальная вещь охватывается видом, а вид - родом: ибо род есть нечто целое, индивидуальная вещь ото- часть, а вид и целое и часть, но при этом часть есть часть другого, а целое не включает в себя другое, человек обособлен от лошади образующим вид признаком-качеством разумности. Вообще говоря, всякий различающий признак, привходя к какой-нибудь вещи, сообщает ей иной характер; но названные признаки, если они таковы в общем и специальном смысле, вносят в вещь изменения, и эти же признаки, если они таковы в самом специальном смысле, делают ее другою. Дело в том, что одни из различающих признаков вносят изменения, другие - делают другою. Так вот те, которые делают другою, получили название - создающих виды, а те, которые вносят изменения, - просто различающих признаков. Различающий признак разумности, присоединившийся к животному, образовал другую вещь, а различающий признак движения создал только некоторое изменение по сравнению с тою же вещью, которая покоится, так что один из этих признаков создал другую вещь, другой - внес только изменение. На основе различающих признаков, создающих другие вещи, получаются деления родов на виды и устанавливаются определения, состоящие из рода и подобных признаков, а на основе различающих признаков, вносящих только изменения, получаются лишь своеобразия и изменения вещи, сказывающейся в том или в другом состоянии.
Начав опять сначала, надо сказать, что из различающих признаков одни отделимы, другие - неотделимы: находиться в движении и находиться в покое, быть здоровым и быть больным, - и все подобные им признаки отделимы, а иметь горбатый нос или курносый, быть разумным или неразумным- эти свойства> неотделимы. Что же касается до неотделимых признаков, одни из них присущи сами по себе, другие - привходящим образом: обладание разумностью присуще человеку само по себе, также и смертность и восприимчивость к науке, а наличие горбатого или курносого носа свойственно ему привходящим образом, а не само по себе. Первые, будучи присущи сами; по себе, входят в состав понятия сущности, делают другою, а те, которые привходящим образом, не входят в состав понятия сущности и не делают другою, но вносят в нее изменения. И к тем различающим признакам, которые присущи сами по себе, не применимы определения "больше" и "меньше", а те, которые присущи привходящим образом, если они неотделимы, допускают усиление (напряжение) и ослабление: ведь и род не сказывается в большей и в меньшей мере о том, род чего он составляет, и также - различающие признаки рода, в соответствии с которыми он подвергается разделению: эти признаки дают законченное выражение понятию каждой вещи, а способность - у каждого предмета быть одним и тем же не допускает ни ослабления, ни усиления, между тем обладание горбатым или курносым носом наличие известной окраски и получает усиление и ослабевает (дается в большей и в меньшей мере). Поскольку предметом рассмотрения являются три вода различающих признаков, и одни из этих признаков отделимые, другие - неотделимые, и в свою очередь из неотделимых одни даны как присущие сами по себе, другие- как присущие привходящим образом, в свою очередь из тех, которые присущи сами по себе, одни это - те, согласно которым мы делим роды на виды, другие же - те, благодаря которым результаты, полученные через деление, приобретают характер видов. Например, в то время как все различающие признаки, присущие вещи сами по себе, у живого существа таковы: одушевленное и чувственно восприимчивое, разумное и неразумное, смертное и бессмертное, - отличие через признак одушевленного и восприимчивого содействует установлению сущности живого существа, ибо живое существо есть сущность одушевленная восприимчивая; между тем различающий признак смертного и бессмертного и различающий признак разумного и неразумного, это- признаки, производящие деление в живом существе: ведь через них мы делим роды на виды. | ||
|