Библиотека >> Курс лекций по сравнительному богословию
Скачать 98.67 Кбайт Курс лекций по сравнительному богословию
В вину ставится: сциентизм (преувеличение роли науки). гностическая интерпретация Откровения. сведение трансцендентального на степень доступного научному познанию. Критики Шардена утверждают, что у него научная истина отождествляется с истиной вообще, стирается грань между естественным и сверхъестественным и даже между добром и злом, т.к. святость и грех для него разные стадии эволюции. Грех как бы выпадает из его концепции – нет места и для крестного искушения (Иисус Христос – не Богочеловек, пришедший к людям с благой вестью и привлекающий людей Своей бесконечной святостью, а формула, стимул всего эволюционного прогресса). Личный Бог уходит на периферию. Преображение. подменяется эволюцией. Вместо Воскресения плоти и Страшного Суда Шарден предлагает идентификацию духа и материи как завершение эволюции. Вместо вечного единения личности в любви с Богом, он обещает слияние индивидуального сознания со всеобщим сознанием сверхчеловечества. Имеется тенденция и к историческому релятивизму, ставящему истину, даже истину Откровения, в зависимость от духа времени. Нельзя ожидать, чтобы люди эпохи инженерного и технического прогресса могли верить в то, что было предметом веры в течении 2000 лет существования христианства. Оппозиция – протоиерей В.Зеньковский: размыта идея творения мира из ничего. нет прямого участия Бога в происхождении человека (а только опосредованное, через направление эволюции). Основная книга Шардена – "Феномен человека". Жан Маритен (1882-1971). Виднейший представитель неотомизма XX века. Родился в Париже, в протестантской семье. Образование получил в Сорбонне, протестантское. 1906 году перешел в католичество (искание церковности, поиск и интеллектуальный). К неотомизму перешел не сразу. Сначала следовал философии интуитивизма Бергсона. Читал лекции в католическом институте в Париже. Затем профессор Пристонского университета в США. После войны был послом Франции в Ватикане. По воззрениям близок к Бердяеву, с которым был знаком. Подвергнул критике философию Бергсона. Написал "Историю философии"; считал что двигателем развития философии является религия. Вершина философии – Фома Аквинат (Выступает против термина "неотомизм", считая, что есть только томизм, который в разное время блистает различными гранями). Антисхоластическая философия нового времени представляется ему вырождением философии. Себя называет представителем "критического реализма". Предмет науки – не вся реальность; исходный пункт – не разум человека, а разум Божий. Настаивает на синтезе логического и аллегорического, рационального и иррационального. Симпатизировал экзистенциализму. Но после осуждения Ватиканом экзистенциализма, отмежевался от него. "Интегральный гуманизм" (христианский, который он противопоставляет языческому). Призывает к гуманизации религии, т.к. католицизм своей устремленностью к небу проходит иногда мимо человека и его нужды. Выступал против фашизма. Сторонник либерально-демократического общества в духе США. Его труд – "От Бергсона к Фоме Аквинату". Габриэль Марсель (1889-1976). Француз, католиком стал в сознательном возрасте (ок. 40 лет). Профессор Сорбонны. Представитель католического экзистенциализма. "Индивидуальное бытие обладает значительно большей реальностью, чем бытие общее. Весь мир раскрывается в субъекте. Высшая истина, не нуждающаяся в доказательстве – "я есть". Мир, оторванный от субъекта, становится предметом рационального научного мышления, которое дегуманизирует человека, заменяя личное безликим ... В сфере существования (экзистенции) теряет значение "различие того, что во мне и передо мною, исчезает различие между субъектом и объектом. Если предмет науки безличное "оно", то экзистенциальный объект – это живое "ты". Восприятие этого объекта является влечение к нему. Рациональные отношения сменяются эмоционально-этическими. Любовь, а не разум является средством постижения существования. Истинное бытие имманентно только любящей мысли, а не суждению. На этой основе он строит "философскую надежду", противоположность позитивистским концепциям "философии пессимизма". По его мнению распространение демократических идеалов ведет к обезличенности (демократия – царство обезличенного человека, "утратившего чувство интимной реальности своего существования"). Считал неприемлемым никакое научное обоснование религии (противоречие неотомизму; когда в 1950 году экзистенциализм был осужден, Марсель перестал называться себя экзистенциалистом стал называться "неосократиком". Анри де Любак (1896 – ...). Француз, иезуит. Философию изучал в Англии и Франции. 1929 – стал профессором Основного богословия на богословском факультете Лионского университета. 1942-44 – находился в заключении в нацистском лагере. Специалист по средневековой патрологической экзегетике и буддизму. Друг и почитатель де Шардена; много о нем писал и не избежал его влияния. | ||
|