Библиотека >> Курс лекций по сравнительному богословию
Скачать 98.67 Кбайт Курс лекций по сравнительному богословию
1/4 вырученных средств от их продажи должны были идти на строительство собора Святого Петра в Риме (в современном его виде), а часть – императору Максимилиану. В 1517 г. в Виттенберг прибыл доминиканский монах Тецель с этими индульгенциями. Он был поэтичным человеком и составил особую песенку об индульгенциях: "Как только монета упадет в ящик, душа тотчас выпрыгивает из огня". Это услышал Лютер, прибивший затем к дверям храма табличку с 95-ю тезисами.
Так 1517 г. положил начало реформации. Лютер начал с борьбы с индульгенциями, а кончил ее отрицанием папы (как слугу антихриста), отрицания РКЦ как Церкви. За 100 лет с начала реформации от РКЦ отошло около 90 млн. чел. большая часть Германии, Голландии, Швейцарии, Англии, Шотландии, часть Франции (гугеноты), Скандинавские страны, часть Чехии. За РКЦ остались лишь южная Европа и Франция. Стало ясно, что если не принять каких-либо мер, то РКЦ может развалиться. И меры были приняты – решения Тридентского собора и образование ордена Иезуитов. Тридентский собор, XIX Католический (1545-1563 гг.) За время работы собора сменились папы: Павел III (+ 1549 г.), Юлий IX (+ 1555 г.), Марцелин (+ 1555г.), Пий IV (+ 1565 г.). Первые шаги предпринял Павел III в 1536 г., издав специальную буллу. Но были расхождения между испанско-германским императором Карлом V и Французским королем Франциском I. Ибо предполагалось, что собор будет объединительным с лютеранами. На этом настаивал Карл V, будучи католиком, но зная, что большинство в Германии стали протестантами. Папа же настаивал на своем, и лютеран приглашал не как равных, но как обвиняемых. Протестанты отказались приехать. На соборе были только католические епископы и аббаты. В продолжение 25-ти сессий собор решал догматические и дисциплинарные вопросы. Среди догматических вопросов рассматривались те, по которым было расхождение с лютеранами – о Священном Писании и Предании, о первородном грехе, об оправдании, о чистилище и индульгенциях (лютеране и кальвинисты уже определились к этому времени, а РКЦ еще нет). Особым был вопрос о происхождении епископской власти (Подробно о соборе см. [1], [12]). I. Канонические постановления 1. О Священном Писании и Предании. По этому вопросу были приняты следующие решения: установлена равночестность Священного Писания и Священного Предания; определен состав Св. Предания, в который наряду с определениями Вселенских и поместных соборов и трудами святых отцов вошли и папские декреталии (до этого не было формальной конкретизации Св. Предания); определен состав книг Св. Писания (были споры о Боговдохновенности некоторых книг Ветхого Завета); латинский перевод Библии – Вульгата – признан самодостаточным (аутентичным – autentiea) в своем догматическом достоинстве. После собора вышли исправленные издания Вульгаты. Первое издание, которое было сделано при Сиксте VI, признали некачественным и уничтожили. До II Ватиканского собора (XX в.) сакрализация латинского текста Вульгаты была нормой для католического сознания. Лишь после II Ватиканского собора Вульгата переведена на национальные языки. 2. В области сотериологии (об оправдании) против лютеранского спасения с помощью одной лишь веры постановлено: для оправдания человека необходимы и добрые дела. 3. Учение о таинствах. Так как Лютер оставил всего лишь два таинства, то вопрос о таинствах необходимо было рассмотреть. – Было подтверждено, что Церковь знает 7 Таинств. Осуждено мнение лютеран, что крещение действенно лишь над взрослым человеком; была признана действенность Таинства, совершаемого не достойным священником (против гуситов). Закреплено ошибочное мнение, что миропомазание может совершать только епископ (хотя само миропомазание означает, что пресвитер действует от имени епископа; ошибка латинян в ограничении прав пресвитера). II Ватиканский собор отменил это положение, но традиция осталась. Закреплено преподание Евхаристии под одним видом мирянам (за этим стояло разделение церкви на учащую и учащуюся). Относительно исповеди установлено, что форма таинства заключается в словах священника: "Я разрешаю тебя". Материя таинства состоит из трех частей – сокрушение сердца, исповедание, удовлетворение. Таинство исповеди считается действенным, если после исповедания следует сатисфакция, которую должен понести исповедающийся. Это прежде всего внешнее наказание. Разрешительная молитва следует после принятия наказания, а таинство совершается после исполнения наказания. Цель таинства – снять с человека наказания, которые он определил себе за грехи (что не успел снять – снимется в чистилище после смерти). То есть, исповедь представляет собой карательное наказание (poena vindicativa), которое обязательно сопровождается удовлетворением. В Православии есть епитимия, которая часто сопутствует покаянию, но полно и строго она не применяется, да и ее предназначение совершенно другое – средство исцеления от страстей. | ||
|